Против течения: неправильный водопад Джеймса Дайсона

Это не картина, а фотография «Неправильного сада» Дайсона. В центре — немыслимый фонтан (фото dyson.co.uk).

Близится дачный сезон, а с ним и необходимость как-то облагородить свои пригородные владения. Малолитражными бассейнами и японскими садами из отечественных камней уже никого не удивишь. Но ведь есть куда более эффектные садовые аттракционы.

Один из них наблюдали посетители очередной ежегодной выставки «Шоу цветов в Челси» (Chelsea Flower Show 2003). Как известно, англичане — большие мастера по части садового искусства.

Но то, что показал публике заслуженный английский изобретатель и рационализатор Джеймс Дайсон (James Dyson), привело в полное недоумение даже невозмутимых британцев.

Вообще-то Дайсон уже имеет на своём счету 120 изобретений, защищённых 669 патентами. Творческий диапазон конструктора достаточно широк. В частности, он первым придумал порядком надоевший телезрителям пылесос Root Cyclone без мешка для сбора пыли, а также подарил миру стиральную машину Contrarotator с двумя барабанами, вращающимися в разных направлениях.

Разумеется, в Челси экспонировались не предметы бытовой техники, а нечто садово-огородное. Точнее, целые образцово-показательные «шесть соток» под названием Wrong Garden («Неправильный сад»).

М. Эшер. «Водопад» (изображение mcescher.nl).

На небольшой площади сада разместилось немало примечательных растений и конструкций, шатких и хрупких с виду стеклянных скамеек, способных выдержать вес четверых взрослых людей, а также несколько стоящих на острие металлических конусов.

Необычная цветовая гамма (отсутствие растений привычного зелёного цвета) и намеренно искажённая перспектива усиливали ирреальное чувство от увиденного.

В общем, неправильный сад заслуженно выиграл второй по значимости приз под названием Silver Gilt Flora Award («Позолоченная флора»), хотя выставка в первую очередь садоводческая, в буквальном понимании.

Однако доминантой Wrong Garden и центром всеобщего притяжения стал весьма замысловатый фонтан. Квадратная в плане конструкция составлена из четырёх прозрачных стеклянных бассейнов, уступами поднимающихся вверх.

М. Эшер «Подъём и спуск» (изображение mcescher.nl).

Вода в фонтане циркулирует от подножья к вершине каждого бассейна, затем изливается вниз с уступа и падает в основание следующего резервуара, после чего весь процесс повторяется.

Этот загадочный круговорот бросает вызов логике, физическим законам и здравому смыслу.

Дайсон не скрывает, что черпал вдохновение в работах известнейшего голландского художника ХХ века Мориса Эшера (Maurits Cornelis Escher). Если, вдруг, это имя ничего вам не говорит, настоятельно советуем обратиться по указанному адресу.

Творчество Эшера является не имеющим аналогов синтезом алгебры и гармонии, мистики и математики, логики и абсурда. Художник во многом предвосхитил современные достижения архитектуры, дизайна и компьютерной графики.

Может показаться, что на мысль о фонтане Дайсона навела работа Эшера «Водопад». Изображённый на ней водный каскад сооружён вопреки законам физики и перспективы.

Джеймс Дайсон на фоне своего художества (фото news.bbc.co.uk).

Но мы предполагаем, что куда более соответствует идее изобретателя гравюра «Подъём и спуск».

Придуманная художником замкнутая лестница не имеет никаких шансов когда либо быть построенной.

По лестнице непрерывно идут две шеренги людей, одна — вверх, другая — вниз.

Как мы увидим дальше, это невозможное движение полностью реализовано в конструкции пресловутого фонтана.

Не знавшим о хитроумной конструкции посетителям выставки приходилось не верить либо глазам своим, либо школьному курсу физики.

К фонтану Дайсона выстраивались длинные очереди, люди в недоумении рассматривали курьёзный экспонат и выдвигали самые нелепые гипотезы относительно принципов его действия.

На самом деле всё очень просто. Но для того, чтобы построить эту простоту, инженеру компании Дайсона Дереку Филлипсу (Derek Phillips) понадобился целый год. А что, вы думали Дайсон сам всё изобретает, от начала и до конца? Ничуть, в штате его предприятия насчитывается 350 сотрудников.

Итак, будем разоблачать оптическую иллюзию. Оказывается, сверху каждый из бассейнов закрыт стеклянной крышкой. Не очень понятно, почему посетители не обращают внимания на места её стыков с прозрачными стенками, ну да ладно.

Вода действительно поднимается под давлением насоса к открытой верхней горловине каждого резервуара.

Общий вид фонтана (фото news.bbc.co.uk).

Горловина устроена таким образом, что большая часть воды падает вертикально вниз, в следующий бассейн. Однако очень тонкий слой воды течёт обратно по скату крышки резервуара, к предыдущему бассейну.

Вместе с водой в резервуары накачивается сжатый воздух. Его пузырьки путешествуют вверх под крышкой бассейна и создают видимость, что слой воды над крышкой течёт не вниз, а в обратном направлении. Заодно этим способом маскируется и сама крышка. Вот и всё.

Глядя на разоблачительный рисунок, созданный стараниями BBC, вы без труда и знания английского языка проникните в подноготную фонтана.

Интересно, с какого минимального расстояния экскурсантам дозволялось осматривать конструкцию? Хотя всё было тщательно отрегулировано, вблизи обман непременно должен был раскрыться. Да и некстати налетевший ветерок мог испортить эффект.

Хотя, если разобраться, главной задачей Дайсона вовсе не было водить за нос почтенную публику. Фонтан, прежде всего, являлся концентрированным выражением сюрреалистического облика всего сада.

Интересно, что если посмотреть на flash-видеоролик фонтана, то оптическая иллюзия сразу теряется, несмотря на довольно мелкий масштаб изображения.

Схема работы чудо-каскада. Красные стрелки показывают наблюдаемое течение воды, синие — действительное (изображение news.bbc.co.uk).

Наверное, это происходит из-за стробоскопического эффекта. Или каскад, на момент съёмки, просто ещё не был настроен должным образом, о чём говорят некстати торчащие в кадре трубы и прочие издержки строительного периода.

Как бы то ни было, изобретением Дайсона сразу заинтересовались архитекторы. Возможно, будут делать увеличенные копии фонтана для публичных садов и общественных площадей.

Так ведь и на дачном участке можно соорудить такую красоту. Тем более в России, где ещё встречаются отдельные несознательные граждане, не слишком почитающие английские патенты.



Австралиец изобрёл спутниковую тележку

30 апреля 2003

Самые дурацкие изобретения: Totally Absurd Inventions. Часть шестая

28 марта 2003

Самые дурацкие изобретения: Totally Absurd Inventions. Часть пятая

27 марта 2003

Создана новая технология «ароматизации» одежды

26 февраля 2003

Toyota Idea Expo: скутеры из ботинок, ремня, палки и циркуля

5 февраля 2003