PongSat: страсть к космосу разжигается теннисными мячиками

Платформа на гелиевых шарах выносит на 30,5 км теннисные мячики с детскими экспериментами внутри (фото space.com).

Для чего, спрашивается, американцам запускать в стратосферу теннисные мячики с непонятно чем внутри, используя для этого воздушные шары и ракеты? Да, ещё и денег за эту диковинную услугу не брать, зачем? Нам, может, и непонятно, а вот они видят в этом смысл. Какой?

Пока у нас расшифровывают аббревиатуру американского аэрокосмического агентства, как «Need Another Seven Astronauts», намекая, что, мол, после катастрофы Columbia ищите дураков, само NASA «дураков» воспитывает с малых лет: делает для детей интерактивную книжку, строит копию марсохода, в общем – пробуждает и подогревает в будущих поколениях интерес к наукам в целом и космосу в частности.

Как известно, сайт обсерватории NASA стал победителем Webby Awards 2003 в номинации «Образование», а приходилось ли вам бывать на сайте Российского авиационно-космического агентства? Ни один ребёнок туда по доброй воле не пойдёт, а кое-кто ещё и удивляется, почему это дети перестали мечтать стать космонавтами.

Но довольно разглагольствовать, тема больная и известная. Перейдём, собственно, к интересующему нас на этот раз проекту. Есть в США такая независимая компания JP Aerospace (JPA), у которой своя «другая» космическая программа, претворяемая в жизнь пятью десятками волонтёров на спонсорские деньги.

Чтобы эксперимент не «выдохся», мячики замуровывают в целлофан (фото space.com).

Одной из главных у JPA является образовательная программа для учащихся PongSat — бесплатная для учащихся школ и студентов отправка тех самых теннисных мячиков в «космос» с последующим возвращением их отправителю.

Работает всё так. Учащийся (или группа товарищей), желающий участвовать в «другой» космической программе посредством факса или электронной почты вступает в контакт с JPA. Он заполняет предложенную форму и не позднее, чем за 30 дней до очередной миссии PongSat отправляет её фирме.

Необходимо описать эксперимент, который учащийся собирается провести в рамках теннисного мячика, а также ожидаемые результаты. Если идея эксперимента получает одобрение JPA, участник получает уведомление о дате запуска, ему присваивается идентификационный номер, который и украшает мячик. Его, кстати, нужно купить самому и «расчленить» под наблюдением взрослых.

Контейнер потихоньку наполняется (фото JPA).

Разумеется, существует ряд ограничений. К примеру, в мячик нельзя помещать насекомых и живых существ вообще, запрещено отправлять «изменчивые» и самовозгорающиеся химикаты, любое электронное устройство должно быть проверено сотрудниками JPA и так далее. Общий вес мяча должен не превышать 85 граммов, а диаметр 38-40 мм.

В общем, перед запуском содержимое мячика будет тщательно изучено. Что запрещено – понятно, а что же можно? Идей, как пишет JPA, на самом деле множество. В основном это эксперименты типа «до и после».

Например, можно взять проросшие семена, часть оставить на земле, часть запустить, а по возвращении сравнить, что изменилось. Или отправить фотоплёнку. Или запустить два мяча, чтобы один там наверху подал сигнал другому, отследить это дело. Можно запустить недорогие часы и потом сравнить время. И тому подобное, вариантов действительно немало.

Максимальная высота, на которую способен подняться загруженный экспериментальными мячиками воздушный шар – 30,5 км. Там бывает всякое: и температуры ниже 180 градусов Цельсия, и вакуум, и излучение – всё это в какой-то степени соответствует космосу.

Запуски осуществляются с космодрома в Техасе (West Texas Spaceport in Fort Stockton).

На самом деле, в миссии задействовано около десятка воздушных шаров, которые поднимают в небо несколько сотен мячиков зараз на платформе Dark Sky Station (DSS), по форме напоминающую морскую звезду о пяти щупальцах. Другой вариант – «спутники» летят на маленькой двухступенчатой ракете, способной вынести от 5 до 40 мячиков. Ракета, кстати, может стартовать и с DSS.

Девятая миссия PongSat покидает Землю (фото JPA).

Так или иначе, но, достигнув пиковой высоты, воздушные «мяченосители» отделяются, и платформа спускается на землю на парашютах или одном из шаров, что занимает примерно 100 минут.

Мячики возвращают экспериментаторам по почте вместе с сертификатом «Был там».

Первая миссия PongSat состоялась в октябре 2002 года, всего в прошлом году было запущено около 600 мячиков, а ближайшие старты намечены на нынешний октябрь.

А у вас есть идея космического эксперимента в пределах мячика для пинг-понга? Нет? Ничего страшного, это ж для детей — лёгкий и недорогой способ пробудить в них интерес к науке и технике.

Российские учащиеся зато могут с гордостью обсудить как наши свернули программу СОИ, пригрозив выпустить в космос мешок гаек, и посмотреть по телевизору чрезвычайно вдохновляющий на научные изыскания пафосный концерт, посвящённый 40-летию первого полёта женщины в космос.

«Любительская» ракета поднялась на полтора километра

30 июня 2003

На северном полюсе Марса обнаружены залежи водяного льда

27 июня 2003

Япония и Европа отправляют экспедицию к Меркурию

26 июня 2003

Расследование гибели Columbia закончено

26 июня 2003

Видение Константина: знамением креста был метеорит?

25 июня 2003