Робот «Компаньон» выхаживает больных и пожилых американцев

«Компаньон» обживает коридоры дома престарелых в Солт-Лейк-Сити (фото deseretnews.com).

По коридорам дома престарелых в Солт-Лейк-Сити колесит робот в буквальном смысле с человеческим лицом. Пожилые люди, большинство из которых страдает болезнью Альцгеймера, машину не боятся: «Если робот как доктор может позаботиться о нас, почему мы должны волноваться?», — говорят они о роботе-медсестре.

Больницу будущего уже без роботов и представить себе невозможно. Один робот хирургические операции проводит, другой медикаменты по палатам развозит, третий… А вот про третьего и речь.

В феврале 2003 года компания InTouch Health из Санта-Барбары, называющая себя пионером в области дистанционной медицинской помощи, начала испытания своего робота «Компаньона» (Companion) в четырёх домах престарелых из сети центров Silverado Senior Living. По состоянию на середину июня всё идёт хорошо.

Если задачей коллеги «Компаньона» – больничного робота HelpMate — является транспортировка историй болезни, баночек с анализами и лекарств, то детище InTouch Health служит одной коммуникативной цели: «Компаньон» – это посредник между несколькими пациентами и одним единственным врачом.

Пациент Армонд Перри (Armond Perri) общается с врачом на расстоянии 700 миль (фото deseretnews.com).

Дело в том, что в домах престарелых, в отличие от крупных больниц и центров, остро ощущается дефицит высококвалифицированного персонала, особенно медицинских экспертов, которых единицы. Маленькие центры не могут себе позволить взять в штат крупного специалиста, так что приходится приглашать экспертов на «гастроли», что, понятно, обходится недёшево.

А в ближайшие 10 лет количество тех, кому за 80 вырастет на 38%, притом, что соотношение пациент-помощник уже сегодня 5:1. И это ситуация с обычным персоналом, а пообщаться вживую с медицинскими экспертами пожилым пациентам даже в США вскоре придётся только мечтать.

«Компаньон» же, хотя не имеет рук и передвигается на трёх, как пишут, шарах, как раз может заняться пациентами, до которых у экспертов руки не доходят. Точнее, эксперты могут через робота проконсультировать больных людей.

«Робот был разработан, чтобы врачи могли больше общаться с пациентами один на один, — сообщил вице-президент InTouch Майкл Чен (Michael Chan). — Он позволяет докторам фактически видеть и слышать всё, что происходит, снимая необходимость путешествий за сотни миль и утомительных бесед по телефону».

Робот оборудован видеокамерой, микрофонами и динамиками. Вместо головы у «Компаньона» телевизионный экран, имеются и 24 инфракрасных датчика – по всей видимости, для предотвращения столкновений и ориентации в пространстве.

Действительно, эксперт может видеть, слышать и говорить с пациентами через беспроводной Интернет, то есть быть в нескольких местах одновременно и находиться при этом где угодно. По сути, это передвижной видеотелефон. В случае с Silverado Senior эксперты общаются через робота с пациентами, находящимися за тысячу с лишним километров (700 миль).

И медики, и пожилые люди признаются, что при общении через машину со временем возникает эффект присутствия, то есть сам посредник как бы пропадает. Впрочем, все участники эксперимента особо подчёркивают, что робот никогда не заменит сами «живые» консультации. Посмотрим-посмотрим.

Массивный, однако, джойстик (фото sltrib.com).

Управление осуществляется при помощи консоли и джойстика, что наверняка требует от персонала хорошей тренировки. Вероятно, дистанционное ведение робота по коридорам между хромающими старушками похоже на компьютерную игру с реальными и чрезвычайно уязвимыми персонажами. Сбил бабушку – проиграл не ты, а вся больничная робототехника.

С другой стороны, выбор в пользу дома престарелых в качестве полигона убивает двух зайцев. Во-первых, вышеописанная проблема с недостаточной заботой, а во-вторых, сама неспешная обстановка в такого рода учреждениях позволяет несовершенным пока машинам потихоньку освоиться перед заселением в беспокойные приёмные отделения травматологии.

В InTouch говорят, что «Компаньон» – это только начало, то есть первое поколение. Последующие будут с руками, чтобы открывать двери и вызывать лифт, также роботы смогут буксировать инвалидные коляски и вообще – сопровождать пожилых и больных людей во время прогулок.

Сегодня аренда робота обходится в $2,5-3 тысячи в месяц, что по сравнению с приездом на место самих специалистов значительно дешевле. Ну, и своевременная и эффективная медицинская помощь, пусть и в виде консультации, этих денег стоит несомненно.

К сожалению, заглядывать внутрь робота производитель возможности не даёт: ни о весе, ни о скорости движения, ни о джойстиках и «управленческих» консолях – никакой технической информации нет. А вопросов между тем много:

Руководство InTouch Health демонстрирует своих «медсестёр» (фото woodlandsonline.com).

Каково качество картинки? Вдруг медик поставит удалённо неправильный диагноз, кто будет отвечать? Что с батареями? Как быть, если два эксперта с разных концов страны одновременно захотят использовать одного и того же робота?

А ну как хакер взломает робота через Сеть – что тогда? Кровавая драма в госпитале для ветеранов? И так далее.

Нет ответов. Боятся, что технологию украдут? Странно.

Как и то, что InTouch Health называет своего «Компаньона» первым в мире, ведь роботов-заместителей в последнее время появляется всё больше и больше. Причём для совершенно разных целей.

Например, в Канаде уже года четыре подобные роботы ходят вместо заболевших детей в школу, а аналогичные машины находятся в разработке у НР. Правда, их робот призван замещать бизнесменов на конференциях и семинарах, но принцип тот же.

Может быть, не за горами некий заместитель-универсал, мастер на все руки? Вроде бы всё к тому и идёт.



Робот-мяч будет вести видеосъёмку в космосе

1 июля 2003

Вирус гриппа может стать орудием террора

1 июля 2003

Марихуана не наносит постоянных повреждений мозга

27 июня 2003

«Генный чип» проверяет реакцию человека на лекарства

25 июня 2003

Учёные разобрались с человеческими укусами

25 июня 2003