За землетрясениями будут приглядывать из космоса. Часть первая

Инфракрасная карта области Гуджарат в Индии 21 января. Через пять дней там произошло мощное землетрясение (изображение NASA).

В то время как для большинства людей землетрясения это синоним неожиданности, учёные много лет ищут способы загодя предсказывать «дрожь земли», с тем, чтобы вовремя эвакуировать людей и по возможности избежать жертв. Теперь к этим работам подключена космическая техника.

Даже самые опытные сейсмологи до сих пор не могли похвастаться способностью предсказывать землетрясения столь же заблаговременно, как, например, метеорологи.

Наблюдать процессы, происходящие в атмосфере, несоизмеримо проще, нежели смещения подземных пород.

И хотя точно известно, что те колоссальные силы, которыми «подпитывается» землетрясение, накапливаются в недрах земли в течение очень долгого времени — месяцев и даже лет — в настоящее время обнаружить процессы, предшествующие катастрофам, заранее — практически невозможно.

Однако специалисты NASA и ряда других научных организаций занимаются созданием специализированной технологии, которая позволит заметить надвигающуюся напасть — за дни и недели до того, как грянет катастрофа.

Этого времени хватит, чтобы спасти всех и всё, что можно...

Последствия землетрясения в Турции.

В настоящее время существует несколько различных проектов по созданию спутниковых систем предупреждения землетрясений.

Одним из них является Интероферометро-синтетический апертурный радар (Interferometric-Synthetic Aperture Radar — InSAR). Это, на самом деле, два радара, которые одновременно отслеживают смещение тектонических плит в определённой области, и благодаря «слиянию» потоков полученных ими данных можно зафиксировать самые минимальные смещения — вплоть до миллиметра в год.

Благодаря такой чувствительности учёные смогут загодя определить участки повышенного напряжения — то есть, самые сейсмоопасные зоны.

В NASA готовится план по развёртыванию обширной сети сейсмических спутников, оснащённых технологией InSAR — Global Earth Satellite System (GESS — при определённом прочтении созвучно с «guess» — догадка). План рассчитан на двадцать лет, но в итоге планируется покрыть все сейсмоопасные зоны нашей планеты.

Кроме того, с помощью данных InSAR учёные смогут определять, каково напряжение в глубинных слоях земной коры и выпускать краткосрочные прогнозы по размерам риска крупного землетрясения: скажем, в этом месяце — 2%, в следующем — 10%, а вот через один — уже все 50%.

Сейчас же даются, например, такие прогнозы: в ближайшие 30 лет в Сан-Франциско с вероятностью 62% может произойти очень сильное землетрясение. Такой вывод сделало Управление геологических исследований США (US Geological Survey).

Изображение, полученое аппаратом InSAR, сделанное незадолго до землетрясения в Калифорнии 1999 года (изображение NASA).

Сразу же вспоминается Ходжа Насреддин, обучавший своего ишака читать Коран.

Ещё один проект по «надзору за землетрясениями» используется технологию отслеживания потоков инфракрасного излучения.

Как объясняет профессор физики Университета Сан-Хосе (San Jose University), сотрудничающий с NASA, в 1980-е и 1990-е годы советские и китайские учёные обнаружили странные температурные аномалии, связанные с землетрясениями в Азии. Например, в 1998 году произошло мощное землетрясение в провинции Чжанбей.

Температура воздуха и поверхности в то время составляли около -20oС, однако за несколько дней перед землетрясением произошёл температурный скачок на 6-9 градусов.

Существует ещё несколько свидетельств возникновения термических аномалий в зоне землетрясения за несколько дней до самой катастрофы. Спутники с инфракрасными камерами на борту могут замечать эти «горячие точки» из космоса.

Ну а дальше — дело эвакуационной техники.

Что же касается причин этого инфракрасного излучения, то, похоже, всё дело в граните.

Продолжение следует.