Революционная система Дина Кеймена iBOT докатилась до инвалидов

Дину Кеймену (справа) пришлось восемь лет объяснять преимущества iBOT по сравнению с обычной инвалидной коляской (слева). Наконец, систему разрешили продавать в США (фото Dateline NBC).

Новое революционное инвалидное кресло? Не новое — изобретено в 1995 году. Инвалидное кресло? Нет, его создатель, изобретатель Segway Дин Кеймен (Dean Kamen), утверждает, что это — самодвижущийся стул на колёсах. Революционное? Вот об этом и поговорим, ведь оно наконец-то поступило в продажу.

Для начала разберёмся в терминологии. Средство передвижения для инвалидов, о котором пойдёт речь, называется Independence iBOT 3000 Mobility System — независимая мобильная система.

Не коляска, не кресло. И говорить о новизне системы — всё равно, что называть новым наш журнал: мы рассказывали об iBOT 7 декабря 2001 года, за несколько дней до официального открытия «Мембраны».

13 августа 2003 года Управление по контролю над пищевыми продуктами и медикаментами (Food and Drug Administration — FDA) по прошествии восьми лет (!) удовлетворилось-таки результатами испытаний и одобрило выпуск iBOT на рынок, чем несказанно обрадовало компанию Johnson & Johnson в лице её дочерней фирмы Independence Technology. Как-никак в iBOT они вложили более $50 миллионов.

За свою систему Кеймен в 2000 году получил массу наград и даже приехал на iBOT к президенту Клинтону (фото wpi.edu).

Теперь системы поступят в 20 клиник по всей Америке. Доктора будут обучаться работать с коляской, чтобы потом передать свои знания пациентам.

Также начинается розничная продажа «кресла» — вопреки ожиданиям, что iBOT будет стоить около $20 тысяч, цена поднялась практически до $30 тысяч, что вряд ли будет способствовать быстрому распространению системы в массах.

Но цена — не единственный недостаток. Для последней третьей стадии испытаний систему выдали во временное пользование 18 инвалидам. Было это летом 2001 года. Несмотря на то, что FDA признало испытания успешными, некоторые «тестеры» выставили iBOT далеко не восторженные оценки.

Одно из достоинств iBOT — подъём пользователя до недосягаемых ранее полок (фото dynopower.freeserve.co.uk).

Казалось бы, Кеймен создал первую в мире коляску, способную подниматься по лестницам, сделал её самобалансирующей, начинив микроскопами и гироскопами — да, инвалиды, по идее, должны были отказаться возвращать систему!

Оказалось, некоторые из них отдали коляску назад со вздохом облегчения.

New York Times приводит мнение одного из испытателей — 50-летнего доктора Ричарда Барбары (Rich Barbara), страдающего параличом нижних конечностей.

Все 14 дней катания на iBOT он, как оказалось, скучал по своей обычной инвалидной коляске: «Я был счастлив, когда мои две недели истекли».

Революционная возможность — спуск по лестнице (фото dynopower.freeserve.co.uk).

В чём же дело? Барбара называет это обменом преимуществ на некоторые неудобства. Мощный двигатель и четыре колеса позволили ему, управляя джостиком, ездить по песку, гравию и траве, преодолевать препятствия вроде лестниц, iBOT поднимал его вместе с сидением, чтобы доктор мог взять что-либо с верхних полок, но…

— Но в отличие от его обычной инвалидной коляски и других кресел с моторчиком система Кеймена оказалась слишком громоздкой, чтобы поместиться в автомобиле и потребовала микроавтобус.

— Но когда он использовал стоячую функцию iBOT на кухне, чтобы дотянуться до верхних полок, и просто ездил там взад-вперёд, то занимал так много места, что жена и дети вынуждены были ретироваться в прихожую.

— Но в ванной переместиться с iBOT на сиденье унитаза оказалось весьма непростым делом, да и чистка зубов была сравнима с подвигом. Эти трудности вместе с ценой $29 тысяч, по мнению Барбары, свидетельствуют явно не в пользу системы Кеймена.

У доктора Барбары не получилось погрузить iBOT в автомобиль, но кое-кому это удаётся (фото dynopower.freeserve.co.uk).

Другой серьёзный вопрос для производителя и потенциальных пользователей — как отнесутся к iBOT страховые компании? По словам представителей Johnson & Johnson, со страховщиками уже ведутся переговоры. Если они увенчаются успехом, то цену системы можно было бы включить в компенсационные выплаты.

iBOT способен двигаться по различным видам сложного ландшафта (фото dynopower.freeserve.co.uk).

В таком случае сумма, которая уходит на переоборудование дома, к примеру, на строительство скатов для коляски и другие модификации — в среднем это $40 тысяч — могла бы быть покрыта стоимостью iBOT, а значит, для инвалидов появляется перспектива сэкономить. Но это — точка зрения заинтересованной стороны.

Критики и конкуренты, в свою очередь, указывают на тот факт, что в той или иной степени автоматизированные инвалидные кресла продаются уже в течение нескольких лет в ценовом диапазоне $24-26 тысяч, и обычные ручные коляски они так и не вытеснили.

А подъём по ступенькам, с медицинской точки зрения, не такая уж необходимая функция. Собственно, о том же говорит доктор Рори Купер (Rory Cooper), также участвовавший в испытаниях.

Он считает, что люди с крепкими и сильными руками-плечами не станут продавать обычные коляски ради iBOT: для них перемещение в ручных колясках — своего рода тренировка.

Теперь у Кеймена и Johnson & Johnson руки развязаны. Глобальный рынок для iBOT оценивается в $2 миллиарда (фото wpi.edu).

В заключение вернёмся к вопросу, заданному вначале: Independence iBOT 3000 Mobility System — революционная система или нет?

В том плане, что она самосбалансированная и поднимается по лестнице — несомненно, однако привычные коляски она заменить не в состоянии. По крайней мере, в ближайшем будущем.

Ситуация вырисовывается почти такая же, как и с Segway, который не в силах быть альтернативой привычным автомобилям по очень многим причинам.

И iBOT, и Segway — устройства дополнительные. Хотя и очень интересные.



Компания Mattracks делает из джипов гусеничные вездеходы

14 августа 2003

Клайв Синклер протестировал Segway

6 августа 2003

Изобретена электронная перчатка для глухих

5 августа 2003

Гиганты LeTourneau: 174-метровый автопоезд состоял из 11 прицепов

5 августа 2003

DARPA Grand Challenge – гонка роботов за миллионом долларов

30 июля 2003