Амфибия Aquada — самая быстрая земноводная машина в мире

Ни один автомобиль до сих пор не мог ездить по воде со скоростью 48 км/час (фото aquada.co.uk).

3 сентября 2003 года жители Лондона наблюдали, как по Темзе на приличной скорости разъезжает автомобиль. Что такое? Оказывается, дебют самой быстрой амфибии в мире. Сколько стоит-то? Ого, 150 тысяч фунтов ($235 тысяч). Но создатели уверены — покупатели найдутся.

Похоже, мы являемся свидетелями большого успеха. Чтобы скоростная амфибия-кабриолет, причём красивая, дошла до массового производства — такого, пожалуй, ещё не было. Уже в октябре начинается серийный выпуск.

Хотя этот автомобиль и называют новым, строго говоря, это не так. Машина попала на стоп-кадр «Мембраны» ещё 31 мая 2002 года. Сама же разработка, за время которой было получено 60 патентов, а также ряд испытаний длились 7 лет с лишним. Далее обо всём по порядку.

Амфибия называется Aquada («Аквада» от Aqua — вода). На сегодняшний день существует 10 опытных образцов. Её создатель — британская компания Gibbs Technologies — 70 инженеров и дизайнеров, работающих под руководством уроженца Новой Зеландии, бизнесмена Алана Гиббса (Alan Gibbs) и Нейла Дженкинса (Neil Jenkins), англичанина. Профильная технология фирмы — HSA (High Speed Amphibian).

А началось всё в 1992 году, но не в Великобритании, а в Новой Зеландии, где инженер Тэрри Ройкрофт (Terry Roycroft) построил на базе Subaru 4х4 прототип амфибии Sealander MK2. Кстати, сейчас Терри в Штатах строит новый опытный образец.

Sealander Тэрри Ройкрофта — прототип амфибии Гиббса (фото amphibiousvehicle.net).

Одним из главных достижений Ройкрофта была система «втягивания» колёс при въезде машины в воду. Алан Гиббс с начала 1990-х мечтал о создании земноводной машины и, заслышав о системе соотечественника, приобрёл на неё патент.

В 1996 году было закончено технико-экономическое обоснование, из которого следовало, что построить транспортное средство реально. В том же самом году Гиббс основывает компанию имени себя в Новой Зеландии.

Но на родине ему с проектом на руках не сидится, поэтому новоиспечённый глава Gibbs Technologies отправляется в столицу автомобилестроения Америки — в Детройт.

Aquada рассчитана на четверых: водитель спереди, трое пассажиров сзади (фото aquada.co.uk).

Вместе с двумя тамошними умельцами Гиббс прорабатывает концепцию вплоть до 1999 года, пока не знакомится с британцем Нейлом Дженкинсом, который настолько вдохновляется проектом, что предлагает создать совместное предприятие. Партнёры «сливают» свои бизнесы.

В 1999-м Gibbs Technologies переезжает в Великобританию, сколачивается команда энтузиастов и оформляется главная цель — строительство первой в мире высокоскоростной амфибии для спортивных состязаний ХХI века.

И вот мировая премьера Aquada в Темзе. Между прочим, лондонская верфь была выбрана неслучайно — именно здесь происходит погоня на высокоскоростных катерах в одном из фильмов про агента 007 «И целого мира мало» («The World Is Not Enough»).

Чтобы кататься по земле и воде, в Великобритании владельцу будет достаточно получить водительские права. Страховать же машину придётся и как автомобиль, и как катер (фото aquada.co.uk).

Теперь о том, за что просят 216 тысяч евро. Прежде всего, надо бы отметить, что компании Гиббса удалось в своей амфибии сохранить внешность нормального городского автомобиля. Возможно, кто-то не помнит, как выглядели результаты других земноводных поползновений. Им советуем заглянуть сюда.

Разумеется, нужно сказать о скорости. Бензиновый двигатель (Rover 2.5-litre V6-K series) мощностью 175 лошадиных сил позволяет разогнаться до 169 км/час посуху, и до 48,2 км/час по воде — этого достаточно, чтобы с ветерком буксировать человека на водных лыжах. «Дальнобойность» амфибии Гиббса — 480 км по земле и 80 км по воде.

Показательные выступления Aquada на Темзе (фото ananova.com).

Разработчики утверждают, что в воде их машина — абсолютный рекордсмен: другие амфибии не смогли преодолеть барьер в 9,6 км/час. Да, а переключение с дорожного на водный режим и обратно осуществляется одним нажатием кнопки.

Делается всё приблизительно за 10 секунд, как это выглядит на самом деле, можно увидеть своими глазами — видеоролик находится на этой странице. За тем, чтобы колёса, не дай-то Бог, не сложились на дороге, следят датчики, контролирующие электромагнитные замки.

Другая особенность Aquada — отсутствие дверей: вход и выход происходят непосредственно через борт, как в лодке. Не совсем удобно, но так задумано, чтобы вода не затекала. В то же время, Гиббс утверждает, что при строительстве амфибии на компромисс идти не приходилось — старались сделать так, чтоб было одинаково удобно и в лодке, и в автомобиле.

И рады бы изложить прочие технические подробности, но только неоткуда их взять.

А на трассе машина, как машина (фото aquada.co.uk).

В первый год планируется выпустить 200 машин — на Gibbs Technologies горбатится целый завод в одном из центров британского автомобилестроения. Сотню машин собираются распродать к концу нынешнего года.

Алан Гиббс, уже магнат и миллионер, готов за деньги поделиться своей технологией с желающими выпускать амфибии самостоятельно. Рассчитывает и на заинтересованность военных. Однако основная надежда на жителей прибрежной зоны. Пресса уже окрестила амфибию «идеальной игрушкой для богатых мальчиков».



SmarTruck II: задавим террористов умным грузовичком!

2 сентября 2003

В США состоялся первый в мире Segway-фестиваль

1 сентября 2003

Эксперимент с интерактивными такси провалился

29 августа 2003

BiGHA: кататься на велосипеде лёжа легче на $3 тысячи

29 августа 2003

Toyota разработала автомобиль, который сам себя ставит на стоянку

22 августа 2003