Секс и насилие в компьютерных играх — все получили, что хотели

Скриншот из первой Phantasmagoria. И секса, и насилия в этой игре предостаточно.

Очередной скандал, связанный с индустрией компьютерных игр, всколыхнул сетевые и не очень СМИ. Стало известно, что американский Национальный институт массовой информации и семьи оценил деятельность игровой отрасли на твёрдую букву F.

Если считать, что оценка A соответствует нашей пятёрке, B — четвёрке и так далее, то F — это даже не двойка. Это даже не кол — это просто нуль. Без палочки. То есть, «совсем плохо».

В прошлом году с натяжкой поставили C — трояк, то бишь.

Но то тройка, а сейчас — нуль. Почему такая немилость?

Как выяснилось, всё, на первый взгляд, очень просто: слишком много секса и насилия в компьютерных играх.

Опять, как говорится, двадцать пять. Уж сколько раз твердили миру: игры — не являются причиной вспышек насилия, наоборот — игры оказываются лишь отражением тенденций. Есть спрос, будет и предложение.

Но так ли всё просто? По-видимому нет. Всё ещё проще: производители компьютерных игр просто нащупали «золотую жилу», и этой жилой являются секс и насилие.

«Вампиры» Джона Карпентера. Женщины в поп-культуре — отнюдь не только жертвы насилия, но часто и его носители. Очень часто.

Да, спрос порождает предложение, но предлагающие рады стараться, чтобы ещё повысить спрос, и потому переходят некие рамки.

Больше всего, конечно, борцов за чистоту детских и подростковых мозгов раздражают два обстоятельства: то, что игры, формально предназначенные для взрослых, попадают в руки подростков и то, что эти игры становятся всё «отвязнее».

Тенденция, однако: если раньше главный герой обыкновенно выступал на стороны сил «добра, света и красоты», отстреливая всяких монструозных тварей вроде этих, —

то теперь выступать на стороне разнокалиберных отморозков — это уже в порядке вещей. Вспомнить того же Sniper: Path of Vengeance (герой ну такая мразь, что пробу ставить некуда), или Hitman и Hitman 2 — двухчастную сагу о похождениях наёмного убийцы, или главного врага австралийского правительства — Grand Theft Auto 3: Vice City.

Скриншот из игры Hitman 2: Silent Assasin. На самом деле, около машины лежит не труп, а просто спящий человек. Доза хлороформа была лошадиной.

Количество шума, которое эта игра понаделала в СМИ, сравнимо с тем, который доносится из колонок в процессе игры.

Больше всех взбесил эпизод, в котором главный герой спит с проституткой, а потом убивает её и получает за это призовые очки.

Игра стоит $50, и несмотря на это за первые два дня её продаж с полок исчезло 1,4 миллиона копий. Представители игровой индустрии уверены, что это всё — взрослые. Их противники — всевозможные наблюдательные организации и комитеты (watchdog organizations) — в этом либо не уверены, либо убеждены как раз в обратном.

Картинка из одного из бесчисленных комиксов про Рыжую Соню.

Кроме того, очень многих раздражает, что насилие в последнее время всё чаще обращается против женщин.

Так, например, флоридская общественная организация Women in Distress устами своего президента, Кристино Троуэр (Christine M. Thrower) метнула в производителей компьютерных игр следующую гневную филиппику:

«Такие организации, как Women in Distress, из последних сил стараются внушить детям, что насилие — это плохо, а потом мы оборачиваемся назад, и видим, что в своих любимых играх они отстреливают женщин!»

Да, проблема. Но, честно говоря, странно, что кто-то ожидал иного. Европа и Америка в последнее столетие старательно уравнивали женщин и мужчин в правах (с перекосом в сторону прав женщин).

Добавим сюда наметившуюся в последние десятилетия тенденцию к смене пола главного героя боевика.

Где ваши Шварценеггеры? Где ваши Сталлоне? Их сменили Анн Парийо, Мила Йовович, Пета Уилсон, и ещё целая плеяда актрис, которые, помимо сексуального взгляда обладают способностью сыграть меткую стрельбу и набить сразу обеими ногами небритое лицо.

Бриджит Нильсен в роли Рыжей Сони.

Впрочем, не стоит думать, что всё это произошло только в последние пять лет. Вспомним первые «Звёздные войны» — кто там чуть ли ни лучше всех из бластера стрелял? Правильно, принцесса Лейа.

Стоит также вспомнить «Рыжую Соню». Да правильно, там ещё и Шварценеггер был, в случае чего мог заслонить собой сразу двух Бриджит Нильсен, но мечом она в фильме размахивала почище самого Арни.

Просто в последние годы это стало уже чуть ли не эпидемией: боевитые представительницы прекрасного пола (слабым его уже не назовёшь) добились форменного доминирования в поп-культуре. В том числе, в кинематографе и компьютерных играх...

Вот мы и вернулись к вопросу о насилии. Героев боевиков сменяют героини, проповедуется равенство полов (с уклоном в женское превосходство, опять же).

Так чем же женщины хуже в качестве мишеней, спрашивается?

Тем более, что в компьютерных играх женщины выступают отнюдь не только как объекты насилия, но и как его носители.

Вспомним, сколько трупов по себе оставляют женские персонажи Diablo или Diablo II? Кто главный специалист по перерезыванию горла в Delta Force III? А как же наша незабвенная Лара Крофт о двух пистолетах?

Кадр из фильма «Пятый Элемент» — совершенство сигает с крыши.

Так и хочется сказать: западное общество получило то, чего ему так хотелось. Хотели видеть сильных женщин наравне с мужчинами — увидели. Хотели созерцать большее количество насилия — пожалуйста. Хотели больше секса — пожалуйста. Так почему вы удивляетесь, что женщины становятся объектом насилия почти в той же степени, что и мужчины?

Ну и ещё один момент — нарастающий реализм компьютерных игрушек, обеспечиваемый во многом благодаря милой и не очень дорогой «железке» под названием 3D-accelerator.

Реализм ландшафтов, постепенно преодолеваемая буратинообразная угловатость трёхмерных персонажей, фотореалистичные текстуры, даже какие-то намёки на мимику на пластмассовых лицах...

Гонка за реализмом обрела довольно неприятный побочный эффект. Хотите всё как в жизни? Получите реализм, а вернее — переходящий в чернуху натурализм игровых ситуаций.

Главный герой спит с подцепленной по дороге проституткой, потом убивает её, и за это ему начисляются призовые очки.

За первые два дня продаются почти полтора миллиона копий.



Суд разрешил продавать марихуану через Интернет

20 декабря 2002

Компания «Элкомсофт» признана невиновной

18 декабря 2002

MEMBRANA вышла на бумаге 50-тысячным тиражом

18 декабря 2002

Project Entropia создаёт реальную цивилизацию в виртуальной реальности

17 декабря 2002

RIAA взялась за автозаправочные станции

17 декабря 2002