«Умные» шоссе начинают рулить американскими водителями

Если всё пойдёт по плану, в 2005-м в США появится транспортная система с приставкой «Intelligent». Пока же всё примерно так (фото physics.uiuc.edu).

Электроника внутри дорог и в самих автомобилях всё больше начинает подстраховывать растяп-водителей. Во всяком случае, в США, ведь американцы сделали ещё один шаг к своей мечте — повсеместному строительству «умных» шоссе. В связи с этим одни говорят о качественно новом уровне безопасности движения, другие — напротив, о новой угрозе.

Мигание лампочек на панели небольшого приборчика и звуковые сигналы, раздающиеся в салоне подскажут водителю, когда можно безопасно сменить полосу движения, проехать плохо просматриваемый перекрёсток, или затормозить, чтобы избежать столкновения с близким автомобилем, неразличимым в тумане.

Так, по замыслу американцев, будет работать система «умных» шоссе (Intelligent Transportation System — ITS).

Её различные элементы американцы испытывают уже несколько лет. Но лишь в середине декабря 2003 года Федеральная комиссия по коммуникациям (Federal Communications Commission — FCC) выделила для работы таких систем частотный диапазон.

В основе системы — датчики, способные фиксировать положение машин на дороге, а также коротковолновая (75 МГц) радиосвязь между автомобилями, и, главное — между машинами и «разумной» дорогой.

Разработчики предполагают, что по мере развёртывания комплекса на него можно будет возлагать всё новые и новые задачи.

Экспериментальная диспетчерская «Умного шоссе» в Виржинии (иллюстрация virginiadot.org).

В теории сеть, связывающая машины и дорогу, сможет менять режим работы светофоров, направлять потоки железных коней в объезд пробок, предупреждать водителей о приближении спецтранспорта, направлять информацию о ситуации на трассе дорожным службам и тому подобное.

Нужно заметить, что отдельные технологии, в той или иной мере служащие аналогичным целям — давно работают в разных странах.

Здесь можно вспомнить и пресловутую «зелёную волну», и системы, отслеживающие перемещение развозных грузовиков по городу, передающие координаты в офис компании-перевозчика, и разнообразную электронику, устанавливаемую на отдельные машины (спутниковая навигация, активный круиз-контроль, способный самостоятельно включать тормоза).

Также не прекращаются испытания автомобилей, способных ездить без участия водителя.

Однако американцы, похоже, решили объединить все эти возможности в одном комплексе, разношерстные элементы которого, будь то частное авто, рейсовый автобус, бензоколонка или какая-нибудь госструктура, управляющая потоками на трассах или в городе — связывались бы между собой на единой частоте и использовали стандартные протоколы обмена данными.

В интеллектуальной транспортной системе задействованы и светофоры, и спутники.

Этот комплекс создают исследовательский центр Министерства транспорта (Turner-Fairbanks Highway Research Center — ITS), университет Карнеги Меллона (Carnegie Mellon University), фирма Delco Electronics, а также несколько других компаний и организаций, объединённых для этой работы в Национальный консорциум систем автоматизированных шоссе (National Automated Highway System Consortium). Американское министерство транспорта сотрудничает с промышленниками, дабы, как мечтают чиновники, сделать эту технологию доступной потребителям с 2005 года.

Впрочем, в некоторых источниках называют более осторожные прогнозы: потребуется ещё лет пять-десять на доведение комплекса до ума и его развёртывание.

Тем не менее, концепция внедрения интеллектуальных транспортных технологий предусматривает, что когда-то автопроизводители обязаны будут оснащать совместимой с этой системой электроникой все новые машины.

Правда, пока это лишь благое пожелание. Оформить его «де юре» ещё предстоит. Но, скорее всего, это будет сделано.

6 миллионов автомобильных аварий происходят в Америке ежегодно. 42 тысячи погибших и $230 миллиардов ущерба — достаточно суровый счёт, чтобы решиться на большие затраты, связанные с внедрением системы, способной снизить риск столкновений.

Робкие голоса сомневающихся в целесообразности внедрения новинки тонут в восторгах тех, кто готов доверить свои жизни автоматике.

«Разумным» автомобилям свойственно «чувство локтя». Они могут избежать столкновений между собой без участия водителя.

Вот, скажем, Расс Рэйдер (Russ Rader) из Института страхования безопасности на автодорогах (Insurance Institute for Highway Safety), считает, что много таких систем построены на предположении, что люди за рулём будут адекватно реагировать на предупреждение.

Но водители не всегда поступают правильно. И их заблаговременное предупреждение не даст никакой выгоды в плане безопасности, убеждён господин Рэйдер.

Однако вообразите, во что может развиться эта система в будущем. Указал водитель машине пункт назначения и с чувством выполненного долга с головой ушёл в любимую игру (монитор в центре панели приборов, вместо руля — игровой джойстик).

При условии надёжности электроники, это ли не вершина безопасности? Но, уверовав в прогресс, люди склонны чрезмерно полагаться на технику. И, может быть, прав таки именно Рэйдер, а не его оппоненты.

По статистике, значительная доля столкновений на дорогах, в развитых странах, происходит по вине отвлекшихся водителей, набирающих номер на сотовом телефоне или углубившихся в чтение карты.

А о том, что проделывают за рулём (и в движении) американские водители — уже анекдоты ходят. Бритьё или чтение книги — не самый худший вариант. Не станут ли водители отвлекаться ещё сильнее, если будут знать о подстраховывающей их электронике?



Самокат Segway запрещён в Европе

18 декабря 2003

Создателей машины Hallucigenia 01 вдохновило непонятное существо

1 декабря 2003

Шагающее кресло WL-16 идёт к японским инвалидам

21 ноября 2003

LG начинает продавать самокаты Segway

18 ноября 2003

Vanoise Express: Франция построила двухэтажный фуникулёр

17 ноября 2003