Судно-перевёртыш FLIP изучает океан носом кверху

Большая часть этого «тонущего» корабля уже под водой, но это ничуть не беспокоит его обитателей (фото с сайта etl.noaa.gov).

Двери на полу, иллюминаторы на потолке, столы, размещённые в разных плоскостях, лестницы, ведущие в никуда, туалеты на стене. Воплощённый сон шизофреника? Нет — это лаборатория американских океанографов.

FLIP означает «плавающая инструментальная платформа» (Floating Instrument Platform). Но ещё в переводе с английского «flip» — это сальто, щелчок, подбрасывание монеты, а в разговорном значении — дерзкий. Всё это прекрасно сочетается с характером корабля.

Дело в том, что FLIP не совсем судно. Скорее — чудовищно гипертрофированный специальный бакен.

Ведь рабочее положение этого корабля — вертикальное. Именно при таком положении судна на нём проводят недели и месяцы учёные-океанографы.

FLIP (внизу слева) в порту. В стометровой «бейсбольной бите» и не распознать судно (фото с сайта sio.ucsd.edu).

Но самое интересное, что к месту исследований FLIP добирается как обычный корабль — в горизонтальном положении.

Способность кувыркаться — самое яркое свойство этой конструкции.

FLIP создали более 40 лет назад двое учёных американского института океанографии Скриппса (Scripps institution of oceanography) — доктора Фред Фишер (Fred Fisher) и Фред Списс (Fred Spiess).

Когда судно встаёт вертикально, оно превращается в небоскрёб высотой более 108 метров. Правда, большая его часть оказывается под водой и со стороны можно увидеть лишь верхушку лаборатории, возвышающуюся всего-то, как 5-этажный дом (схема с сайта sio.ucsd.edu).

Оба Фреда мечтали о более тихом и устойчивом месте, чем исследовательское судно, чтобы спокойно изучать поведение звуковых волн в открытом океане вдали от берегов.

Волны нещадно мотают суда. И даже когда их двигатели выключены, нельзя говорить о тишине.

Для чувствительной техники такие условия — это ниагара помех. Вот тут-то на сцену выходит FLIP.

Все жилые и рабочие помещения судна находятся в его головной части.

Остальные помещения — пустые отсеки, снабжённые герметичными люками. Когда в них воздух, FLIP плавает как обычный корабль.

Увидев такое со стороны, можно подумать, что судно тонет (фотографии с сайта sio.ucsd.edu).

Но вот открыты клапаны и сюда начинает поступать вода. Нос поднимается всё выше и выше. Команда в этот момент находится на палубе и не выказывает ни малейших признаков беспокойства.

Эта «стена» уходит под воду более чем на 90 метров (фото с сайта sio.ucsd.edu).

Ещё бы, ведь это не катастрофа. Люди смотрят, как медленно палубы становятся стенами, стены — потолками и так далее.

Переворот корабля в вертикальное положение занимает 28 минут.

Так что от экипажа не требуется особой ловкости и умений человека-паука, чтобы освоится с новым расположением пола.

Самое важное научное оборудование размещено в хвосте корабля и теперь оно оказывается на большой глубине. При этом сам мегапоплавок ведёт себя чрезвычайно устойчиво.

Даже сильные штормы он практически не замечает. Как заметил один из учёных, волны в него бьют, как в кирпичную стену.

Два перпендикулярных умывальника словно насмехаются над законом притяжения (фото с сайта sio.ucsd.edu).

Держится корабль всегда вертикально, а в силу инерции и не очень-то двигается вверх-вниз.

Анимационный ролик, показывающий сравнение FLIPa и обычного корабля вы можете найти здесь.

Уже первые испытания машины помогли собрать массу ценных сведений об океане.

Фишер и Списс узнали, как циркулирует вода в разных точках моря, как рождаются штормовые волны, как ведут себя в толще океана сейсмические волны, как идёт обмен теплом между океаном и атмосферой.

Шкафы, кровати, стеллажи с научным оборудованием — многое из начинки корабля способно поворачиваться на 90 градусов (фото с сайта sio.ucsd.edu).

С тех пор FLIP остаётся самым экзотическим и одним из наиболее результативных судов института Скриппса.

В частности, удивительные опыты на нём проводят с помощью аппаратуры «Адонис» (ADONIS — Acoustic Daylight Ocean Noise Imaging System).

Английская аббревиатура переводится примерно так — «С помощью этой акустической штуки я вижу предметы в глубинах океана так ясно, как при дневном свете».

В отличие от традиционных гидроакустических станций «Адонис» формирует изображения подводных объектов. Для чего использует анализ шумового фона, создаваемого рыбами, судами, подлодками, пузырьками воздуха и, конечно, волнами, на огромных просторах вокруг точки, где установлена аппаратура.

Учёные говорят, что с этой выступающей жёлтой стрелы хорошо удить рыбу, хотя сие сооружение служит иным целям (фото с сайта sio.ucsd.edu).

Глаза «Адониса» — это блюдце-отражатель, фокусирующее звук, и 126 микрофонов, формирующих картину. Мозг «Адониса» — компьютер, «окрашивающий» звуки в разные цвета.

Идею аппарата выдвинул профессор института Скриппса Майкл Бэкингем (Michael J. Buckingham) ещё в 1985 году. Но только в 1990-х его детище прошло масштабные испытания в океане и показало, что может действительно видеть в воде, словно в атмосфере.

«Адонис» видит предметы примерно так же, как дельфин (схемы с сайта acoustics.org).

Любопытно, что исследования, приведшие к появлению «Адониса» были сугубо военными — физики хотели найти новый способ обнаружения морских мин. Но машина пригодилась и для науки. Например, для отслеживания миграций китов.

Из подручных материалов легко сделать модель кувыркающегося судна (фото с сайта sio.ucsd.edu).

Учитывая уникальные особенности судна, FLIP оказался идеальным пунктом дислокации для акустического глаза.

Вообще же на FLIP установлена масса техники. Учёные хотели бы поставить туда ещё больше, но, увы — FLIP ужасно тесен.

Вот как Эрик Слэйтер (Eric Slater) старший инженер и лидер группы физики института Скриппса рассказывал о своей работе на FLIP: «Скорее это похоже на субмарину, чем на судно.

FLIP устойчив и не подпрыгивает. Поэтому вы не утомляетесь во время работы. Однако FLIP чрезвычайно переполнен.

Помещения очень маленькие. Научное оборудование и инструменты, системы управления, помещения, где живут и работают учёные и команда, обслуживающая судно — всё смешано.

Обитатели судна не лишены чувства юмора (рисунок с сайта sio.ucsd.edu).

Тут необходимы постоянные шутки, чтобы снизить напряжённость».

Шутить учёные, как выяснилось, умеют. На сайте судна они хвастаются отличной рыбалкой и загаром (а когда они работают, спрашивается?), размещают шаржи на корабль.

А ещё они так полюбили свой FLIP, что разместили в Интернете инструкцию — как самому сделать маленькую модель корабля-перевёртыша. Завлекают детей. Растят, стало быть, смену.



Американцы клонировали самокат Segway

12 января 2004

Крылья летающих велосипедов. Часть вторая: катание по небу

9 января 2004

Американцы организовывают ещё одну гонку роботов

5 января 2004

Альтернативный автомобиль пересёк Австралию

29 декабря 2003

«Умные» шоссе начинают рулить американскими водителями

22 декабря 2003