Bionic Dolphin: американцы летают под водой внутри искусственных рыб
«Бионический дельфин» действительно похож на дельфина и формой и окраской. Но у него есть мощный мотор и управляемые плавники-крылья. Этот аппарат играет под водой почти так же естественно, как живой дельфин, и делает всё, что пожелает человек, сидящий внутри.
Мы уже рассказывали о подлодках с положительной плавучестью, которые для погружения используют силу, действующую на крылья.
А вот как рождался, пожалуй, самый ранний проект действительно летающего под водой аппарата.
Эта идея, если верить официальному сайту проекта, пришла в голову американцу Томасу Роуи (Thomas Rowe) в 1974 году.
Только в 1988-м он собрал команду и приступил к созданию опытного образца. Стеклопластик, железки, провода, краски и клей переполнили небольшой гараж.
Из этого хаоса появился первый аппарат, созданный по концепции «Бионический дельфин» — Noland Won. 7 сентября 1992 года он совершил первый подводный полёт на озере Вискитаун (Whiskeytown lake) в северной Калифорнии. Издание Discover Magazine назвало это мероприятие «водной параллелью достижению братьев Райт».
Машина копировала облик дельфина и использовала нижние «плавники», чтобы уходить под воду, выпрыгивать из неё и даже переворачиваться на спину и назад.
Возникшая компания TARCO Research занялась разработкой разнообразных подводных аппаратов. У господина Роуи появились энергичные соратники.
Компанию Innespace основали в 1998 году Роб Иннес (Rob Innes) и Дэн Пьяцца (Dan Piazza). Первоначально они хотели построить лишь двух «дельфинов» для коммерческих целей, но теперь они партнёры Роуи, и планы у друзей грандиозные.
Но сначала о том, что у них уже есть в металле. Это симпатичный аппарат, внешне похожий на Noland Won, построенный, тем не менее, по оригинальному проекту Innespace.
Машина носит имя Sweet Virgin Angel. «Ангел» сладкий и девственный (или наивный, если кому нравится) выполнен из стеклопластика, кевлара, акрила и поликарбоната.
Основные данные: сухой вес 444 килограмма; длина 4,42 метра; размах крыльев 2,07 метра; двигатель — Yamaha трёхцилиндровый двухтактный (110 лошадиных сил); максимальная скорость под водой 24 километра в час, на поверхности — 48 километров в час; максимальная глубина погружения 3 метра.
«Ангела» спустили на воду в 2001 году. Как и машина Роуи, он вовсю ныряет, подскакивает, делает бочку и выполняет много других акробатических трюков.
В «голове дельфина» позади пилота есть тесное место для пассажира, но пока Роб и Дэн не предлагают всем желающим поездить на их творении.
Впрочем, успокаивают инженеры, летом 2004 года должна завершиться постройка ещё одного «бионического дельфина», на этот раз действительно двухместного, с полноразмерным вторым сиденьем.
Тогда-то широкой публике будут доступны острые ощущения, которые уже испытали авторы этой машины.
Двигателям внутреннего сгорания «дельфинов» нужно «дышать». Аналогия с живыми дельфинами, как видите, есть и тут.
Машина может кратковременно погружаться на небольшую глубину, но вскоре должна всплыть к поверхности воды.
Как двигатель, так и пилот, получают живительный кислород через трубку, проходящую в «спинном плавнике» аппарата. Этот плавник позволяет машине неограниченно долго (пока есть бензин, конечно) лететь на полуметровой глубине, когда весь корпус скрыт под водой, а волны, пена и брызги омывают прозрачный колпак кабины.
Сейчас Роб и Дэн проектируют многоместные ныряющие катера. Среди задумок также — перевод «бионических дельфинов» на электротягу, что позволит им нырять гораздо глубже.
Фирмы TARCO и Innespace полагают, что их разработки революционизируют водный транспорт. Скорее, правильнее говорить о революции в области развлечений. Но и это неплохо.
Однако одна из фантазий заслуживает особого упоминания — спасательный «дельфин» Jonah: два места для экипажа и несколько для пассажиров.
В качестве таковых авторы идеи видят жертв кораблекрушений, спортсменов-дайверов, оказавшихся в трудной ситуации и так далее.
В носовой части аппарата есть открывающаяся пасть, в которой оборудован шлюз. Так что машина сможет забирать людей на борт прямо под водой. Вот это уже не шутки.