Bionic Dolphin: американцы летают под водой внутри искусственных рыб

Подводный самолёт способен выпрыгивать из воды. Это не монтаж, а реальные испытания аппарата Noland Won (фото с сайта bionicdolphin.com).

«Бионический дельфин» действительно похож на дельфина и формой и окраской. Но у него есть мощный мотор и управляемые плавники-крылья. Этот аппарат играет под водой почти так же естественно, как живой дельфин, и делает всё, что пожелает человек, сидящий внутри.

Мы уже рассказывали о подлодках с положительной плавучестью, которые для погружения используют силу, действующую на крылья.

А вот как рождался, пожалуй, самый ранний проект действительно летающего под водой аппарата.

Эта идея, если верить официальному сайту проекта, пришла в голову американцу Томасу Роуи (Thomas Rowe) в 1974 году.

Только в 1988-м он собрал команду и приступил к созданию опытного образца. Стеклопластик, железки, провода, краски и клей переполнили небольшой гараж.

Sweet Virgin Angel от компании Innespace. 2001 год. Крылья у «Ангела» совсем невелики, но позволяют проделывать ловкие трюки (фотографии с сайта bionicdolphin.com).

Из этого хаоса появился первый аппарат, созданный по концепции «Бионический дельфин» — Noland Won. 7 сентября 1992 года он совершил первый подводный полёт на озере Вискитаун (Whiskeytown lake) в северной Калифорнии. Издание Discover Magazine назвало это мероприятие «водной параллелью достижению братьев Райт».

Машина копировала облик дельфина и использовала нижние «плавники», чтобы уходить под воду, выпрыгивать из неё и даже переворачиваться на спину и назад.

Кокпит у «Ангела» открывается, так же, как и у истребителя. Белый кофр позади пилота можно убрать — там место для пассажира, правда, субтильного (фото с сайта innespace.com).

Возникшая компания TARCO Research занялась разработкой разнообразных подводных аппаратов. У господина Роуи появились энергичные соратники.

Компанию Innespace основали в 1998 году Роб Иннес (Rob Innes) и Дэн Пьяцца (Dan Piazza). Первоначально они хотели построить лишь двух «дельфинов» для коммерческих целей, но теперь они партнёры Роуи, и планы у друзей грандиозные.

Самое интересное — длительный полёт на глубине 0,6 метра. Двигатель и человек дышат через трубку в спинном плавнике «дельфина». С некоторых ракурсов его от живого и не отличить (фотографии с сайтов innespace.com и bionicdolphin.com).

Но сначала о том, что у них уже есть в металле. Это симпатичный аппарат, внешне похожий на Noland Won, построенный, тем не менее, по оригинальному проекту Innespace.

Машина носит имя Sweet Virgin Angel. «Ангел» сладкий и девственный (или наивный, если кому нравится) выполнен из стеклопластика, кевлара, акрила и поликарбоната.

Недавно «Ангела» перекрасили по заказу Голливуда. Теперь бок машины украшает эмблема Доктора Зло из фильма Goldmember (фото с сайта innespace.com).

Основные данные: сухой вес 444 килограмма; длина 4,42 метра; размах крыльев 2,07 метра; двигатель — Yamaha трёхцилиндровый двухтактный (110 лошадиных сил); максимальная скорость под водой 24 километра в час, на поверхности — 48 километров в час; максимальная глубина погружения 3 метра.

Мечты TARCO Research: приделать обитаемому «дельфину» механический хвост (рисунки с сайта bionicdolphin.com).

«Ангела» спустили на воду в 2001 году. Как и машина Роуи, он вовсю ныряет, подскакивает, делает бочку и выполняет много других акробатических трюков.

В «голове дельфина» позади пилота есть тесное место для пассажира, но пока Роб и Дэн не предлагают всем желающим поездить на их творении.

Впрочем, успокаивают инженеры, летом 2004 года должна завершиться постройка ещё одного «бионического дельфина», на этот раз действительно двухместного, с полноразмерным вторым сиденьем.

Тогда-то широкой публике будут доступны острые ощущения, которые уже испытали авторы этой машины.

Двигателям внутреннего сгорания «дельфинов» нужно «дышать». Аналогия с живыми дельфинами, как видите, есть и тут.

Машина может кратковременно погружаться на небольшую глубину, но вскоре должна всплыть к поверхности воды.

Новый «бионический дельфин» от Innespace укомплектуют 175-сильным движком роторным «ванкеля» (чертёж с сайта innespace.com).

Как двигатель, так и пилот, получают живительный кислород через трубку, проходящую в «спинном плавнике» аппарата. Этот плавник позволяет машине неограниченно долго (пока есть бензин, конечно) лететь на полуметровой глубине, когда весь корпус скрыт под водой, а волны, пена и брызги омывают прозрачный колпак кабины.

Поголовье «дельфинов» будет расти (иллюстрация с сайта innespace.com).

Сейчас Роб и Дэн проектируют многоместные ныряющие катера. Среди задумок также — перевод «бионических дельфинов» на электротягу, что позволит им нырять гораздо глубже.

Фирмы TARCO и Innespace полагают, что их разработки революционизируют водный транспорт. Скорее, правильнее говорить о революции в области развлечений. Но и это неплохо.

Проект «дельфина»-спасателя Jonah (рисунок с сайта bionicdopphin.com).

Однако одна из фантазий заслуживает особого упоминания — спасательный «дельфин» Jonah: два места для экипажа и несколько для пассажиров.

В качестве таковых авторы идеи видят жертв кораблекрушений, спортсменов-дайверов, оказавшихся в трудной ситуации и так далее.

В носовой части аппарата есть открывающаяся пасть, в которой оборудован шлюз. Так что машина сможет забирать людей на борт прямо под водой. Вот это уже не шутки.



Судно-перевёртыш FLIP изучает океан носом кверху

13 января 2004

Американцы клонировали самокат Segway

12 января 2004

Новый подводный робот готов к погружению

12 января 2004

Крылья летающих велосипедов. Часть вторая: катание по небу

9 января 2004

Американцы организовывают ещё одну гонку роботов

5 января 2004