Сухопутный истребитель намерен пробить звуковой барьер

North American Eagle: самый быстрый автомобиль — это основательно перекроенный самолёт (фото с сайта landspeed.com).

Американская команда строит автомобиль, который должен побить мировой рекорд скорости на суше, установленный англичанами в 1997 году. Янки намерены улучшить его хотя бы на 60 километров в час. Это вовсе не мало, учитывая сложность задачи.

Прежде, чем мы расскажем об американской машине, совершим небольшой экскурс в историю. Более шести лет назад в каменистой пустыне Black Rock (штат Невада) пилот британских королевских ВВС Энди Грин (Andy Green) развил на автомобиле 1228 километров в час (1,02 М). Это была средняя скорость в двух заездах, необходимых для официальной регистрации рекорда.

Машину Thrust SSC построила команда британца Ричарда Ноубла (Richard Noble). Инженерам пришлось изрядно попотеть, чтобы получить обтекаемый и прочный корпус, но главное — шасси, способное выдержать движение со сверхзвуковой скоростью.

Пусть даже на гладкой, но всё же — поверхности земли.

Thrust SSC впервые в истории оставляет за собой ударную волну. 1997 год (фото с сайта roadsters.com).

Достаточно сказать, что обода колёс на таких скоростях испытывают центробежные перегрузки в десятки тысяч g.

В данном случае, правда, Ноблу сотоварищи помогали инженеры из ряда крупных компаний.

В движение машину приводили два турбореактивных двигателя Rolls-Royce Spey 202 от истребителя «Фантом». Однако, чудовищная тяга — это ещё не всё.

Авторы проекта шли на удивительные приёмы, лишь бы улучшить аэродинамику аппарата.

Например, решили сделать управляемыми не передние колёса, а задние, да ещё расположенные не рядом, а друг за другом, гуськом.

Энди Грин садится в Thrust SSC. Осталось несколько минут до установления абсолютного рекорда (фото с сайта roadsters.com).

Сначала все сомневались, надёжным ли окажется такое управление. Тогда аналогичную конструкцию прикрутили на здоровой раме позади автомобиля «Мини», принадлежавшего родственнику одного из инженеров. Передние колёса авто зафиксировали в прямом положении.

После того, как авто-каракатицу испытали на дороге, британцы решили применить эту систему управления и на рекордной машине.

Реакция упомянутого родственника на издевательство над авто осталась неизвестной.

Вообще, история этого рекорда полна курьёзных моментов. Так, несмотря на наличие спонсоров, денег постоянно не хватало.

Команда кинула клич, и тысячи британцев принялись высылать буквально по нескольку фунтов.

С таким странным хвостом «Мини» разгонялся до 160 километров в час и управлялся отлично (фото с сайта roadsters.com).

Любопытно, что машина, запчасти и всё необходимое оборудование занимали столько места, что из Англии в США команду доставлял самолёт «Руслан».

В невадской пустыне англичане провели далеко не один день. Нужно было испытать машину прежде, чем поставить официальный рекорд.

Приступили к зачётным заездам, только когда показалось, что наладили всё.

По правилам нужно было провести два заезда за время не более часа. Но в самый ответственный момент у автомобиля отказал парашют.

Гонщику пришлось потратить гораздо больше времени на остановку, благо местность позволяла, и пока разворачивался — вышел условленный час.

Американский сверхзвуковой автомобиль, в отличие от английского предшественника, довольствуется лишь одним турбореактивным двигателем (фото с сайта landspeed.com).

Но упорству Грину было не занимать. И в следующих попытках звуковой барьер на суше был пройден.

«Орёл» почти готов к штурму мирового рекорда (фото с сайта landspeed.com).

Что же американцы? Они учли опыт заокеанских предшественников и решили строить свой автомобиль не просто с двигателями от истребителя.

Нет. Они догадались вообще взять за основу готовый истребитель!

Снять крылья и добавить специальное шасси, собственную электронику и так далее.

Итак, автомобиль North American Eagle в прошлой жизни был истребителем Lockheed F-104A-10 Starfighter.

Простое, на вид, колесо — едва ли не самое высокотехнологичное изделие в американской машине (фото с сайта landspeed.com).

Но теперь он поставлен на алюминиевые колёса (без шин). Их проектирование и постройка обошлись в $20 тысяч.

Что неудивительно, если учесть — колёса эти рассчитаны на скорость до 1600 километров в час.

Перед рекордным заездом Грина поверхность пустыни буквально подметали на протяжении всей «трассы» (фото с сайта roadsters.com).

Особого внимания заслуживают тормозные системы, которые, как мы помним, подпортили праздник англичанам. Замедляться «Североамериканский Орёл» будет в несколько этапов.

Сначала машина откроет аэродинамические тормозные щитки, оставшиеся собственно от исходного истребителя.

Когда скорость упадёт раза в полтора — в дело вступят тормозные парашюты.

А далее заработают уникальные магнитные тормоза. Они представляют собой алюминиевые диски на осях задних колёс.

Эд Шэдл (Ed Shadle) — владелец и главный менеджер команды North American Eagle, а также её пилот (фото с сайта landspeed.com).

Вплотную к дискам, но не касаясь их, будут подведены сильнейшие магниты из сплава неодима, железа и бора. Вихревые токи, наводимые в дисках, замедлят их вращение.

И лишь на нормальных «автомобильных» скоростях в дело вступят классические дисковые тормоза (на передних колёсах) с традиционными тормозными колодками.

Авто-спортсмены часто говорят, что та машина умеет быстро ездить, которая умеет быстро тормозить. Проверим?



Система автоматической парковки автомобилей поступила в продажу

16 января 2004

Автомобильные аварии будут сами отправлять SMS

16 января 2004

Американцы организовывают ещё одну гонку роботов

5 января 2004

Вело-мото с пулемётом: первый броневик родился в 1899 году

24 декабря 2003

«Умные» шоссе начинают рулить американскими водителями

22 декабря 2003