Беспилотные дирижабли-гиганты будут пограничниками

Для того, чтобы чувствовать себя в безопасности, США нужен десяток таких «Высотных воздушных судов» (иллюстрация globalsecurity.org).

В 2006 году должно быть построено самое большое в мире беспилотное воздушное судно. Это будет гигантский дирижабль. На строительство прототипа Америка уже потратила более $40 миллионов, а всего ей нужно 10-11 огромных воздушных кораблей. Так она надеется защитить всё своё воздушное пространство.

А события развивались следующим образом. Корпорация Lockheed Martin как-то заполучила один из $2-миллионных контрактов агентства противоракетной обороны США (U. S. Army Space and Missile Defense Command). То были деньги на разработку концепции воздушного корабля — проектная фаза №1.

29 сентября 2003 года опять-таки Lockheed Martin выиграла объявленный Пентагоном конкурс на фазу №2 и заключила уже $40-миллионный договор на период с октября 2003-го по июнь 2004 года.

Предмет договора — «Высотное воздушное судно» (High Altitude Airship — HAA). Другое название корабля — «Стратосферная платформенная система» (Stratospheric Platform System — SPS).

Габариты наполненного гелием дирижабля впечатляют: 152,4 метра в длину, диаметр 48,7 метра, а объём 1,5 миллиона кубических метров.

Глядя на эту картинку, можно подумать, что НАА будет бороздить просторы галактики. Однако 21 км — это потолок (иллюстрация globalsecurity.org).

Уже ясно, что на борту судна не будет ни единой живой души, максимальная скорость судна 128,7 км/час, а высоте полёта в геостационарном положении около 20 км (предел 21,33 км).

Кстати, такая высота была выбрана из-за минимальной ветрености.

При вышеописанных размерах НАА — весьма, казалось бы, привлекательная мишень. Но не тут-то было.

Этот самый дирижабль как раз и создаётся для наблюдения за всеми летающими объектами предполагаемого противника.

Низколетящие крылатые ракеты, к примеру, будут засекать лазерные радары. По идее, судно должно «видеть» в любом направлении на 560 км с лишним.

Американцы поговаривают и об использовании дирижабля в мирных, читай — коммерческих целях: на борту будет оборудование для сотовой связи и метеорологических наблюдений.

Но главная цель заявлена, как охрана от угроз границам континентальных Соединенных Штатов, что, по мнению американцев — сохранение мира во всём мире.

На Америке, «освещённой» 10 дирижаблями, написано слово «суверенитет» (иллюстрация smdc.army.mil).

Таким образом, пропагандируется, что НАА — часть вооружённых сил XXI века, и другим беспилотным аппаратам с ним по многим параметрам не тягаться.

Разве что сбивать ракеты и самолёты это воздушное не «обучено» — это прерогатива наземных служб. И на том спасибо.

Чтобы нести на себе большое количество шпионской и коммуникационной аппаратуры, НАА необходимо иметь приличную грузоподъёмность. И тащить 1814 кг полезного груза дирижаблю по силам.

Причём утверждается, что летать он может чуть ли не целый год. По меньшей мере, 6 месяцев продержаться на геостационарной орбите, выполняя команды с земли, НАА просто обязан. Это каким же, простите, образом?

Как в песне: «И от осени не спрятаться, не скрыться» (иллюстрация ness.external.lmco.com).

Дело в том, что воздушный корабль собирается получать достаточное количество электричества благодаря тонкой плёнке из фотогальванических элементов, собирающих солнечную энергию. 10 киловатт хватит на то, чтоб привести в действие четыре двигателя с двухлопастными пропеллерами.

Солнечные батареи расположены не только на «спине», но и на крыльях и хвосте корабля. Первый опытный образец будет запасать на ночь энергию в аккумуляторах, но в дальнейшем их заменят лёгкие топливные элементы.

В Lockheed Martin говорят, что позаботились о решении известной проблемы, связанной с утечкой гелия (в таком случае дирижабль просто-напросто сдувается).

Они пишут, что «деградация будет минимизирована в соответствии с проектом». Известно, что с земли его подкачивать не будут — всё должно происходить на высоте.

А солнышко дирижаблю очень и очень понадобится (иллюстрация janes.com).

Под строительство НАА уже выделен подходящий ангар на базе Акрон в штате Огайо.

Размеры этого помещения: длина 358 метров, ширина 100 метров, высота — с 22-этажный дом. Короче говоря, дирижабль в нём поместится.

Что же до финансирования, то агентство противоракетной обороны обещает деньжат подкинуть. К уже вложенным $42 миллионам за первые две фазы проекта присоединятся ещё $50 миллионов. Фаза №3 запланирована на период с июня 2004-го по июль 2006 года.

И это ещё не всё, ведь временной промежуток «август 2006 — июль 2008» является фазой №4, так что прибудут дополнительные $9 миллионов. Итого: $101 миллион. Надо полагать, что строительство остальных 9-10 дирижаблей будет стоить дешевле.

В общем, Штаты всерьёз пытаются огородиться в воздухе гигантскими баллонами, напичканными шпионской техникой, а дирижабли медленно, но верно возвращаются. Похоже, будут они и пожарными, и садовниками. А, может быть, и грузовиками, и пассажирским транспортом.



Bionic Dolphin: американцы летают под водой внутри искусственных рыб

14 января 2004

Судно-перевёртыш FLIP изучает океан носом кверху

13 января 2004

Американцы клонировали самокат Segway

12 января 2004

Крылья летающих велосипедов. Часть вторая: катание по небу

9 января 2004

Американцы организовывают ещё одну гонку роботов

5 января 2004