В 2006 году должно быть построено самое большое в мире беспилотное воздушное судно. Это будет гигантский дирижабль. На строительство прототипа Америка уже потратила более $40 миллионов, а всего ей нужно 10-11 огромных воздушных кораблей. Так она надеется защитить всё своё воздушное пространство.
А события развивались следующим образом. Корпорация Lockheed Martin как-то заполучила один из $2-миллионных контрактов агентства противоракетной обороны США (U. S. Army Space and Missile Defense Command). То были деньги на разработку концепции воздушного корабля — проектная фаза №1.
29 сентября 2003 года опять-таки Lockheed Martin выиграла объявленный Пентагоном конкурс на фазу №2 и заключила уже $40-миллионный договор на период с октября 2003-го по июнь 2004 года.
Предмет договора — «Высотное воздушное судно» (High Altitude Airship — HAA). Другое название корабля — «Стратосферная платформенная система» (Stratospheric Platform System — SPS).
Габариты наполненного гелием дирижабля впечатляют: 152,4 метра в длину, диаметр 48,7 метра, а объём 1,5 миллиона кубических метров.
Уже ясно, что на борту судна не будет ни единой живой души, максимальная скорость судна 128,7 км/час, а высоте полёта в геостационарном положении около 20 км (предел 21,33 км).
Кстати, такая высота была выбрана из-за минимальной ветрености.
При вышеописанных размерах НАА — весьма, казалось бы, привлекательная мишень. Но не тут-то было.
Этот самый дирижабль как раз и создаётся для наблюдения за всеми летающими объектами предполагаемого противника.
Низколетящие крылатые ракеты, к примеру, будут засекать лазерные радары. По идее, судно должно «видеть» в любом направлении на 560 км с лишним.
Американцы поговаривают и об использовании дирижабля в мирных, читай — коммерческих целях: на борту будет оборудование для сотовой связи и метеорологических наблюдений.
Но главная цель заявлена, как охрана от угроз границам континентальных Соединенных Штатов, что, по мнению американцев — сохранение мира во всём мире.
Таким образом, пропагандируется, что НАА — часть вооружённых сил XXI века, и другим беспилотным аппаратам с ним по многим параметрам не тягаться.
Разве что сбивать ракеты и самолёты это воздушное не «обучено» — это прерогатива наземных служб. И на том спасибо.
Чтобы нести на себе большое количество шпионской и коммуникационной аппаратуры, НАА необходимо иметь приличную грузоподъёмность. И тащить 1814 кг полезного груза дирижаблю по силам.
Причём утверждается, что летать он может чуть ли не целый год. По меньшей мере, 6 месяцев продержаться на геостационарной орбите, выполняя команды с земли, НАА просто обязан. Это каким же, простите, образом?
Дело в том, что воздушный корабль собирается получать достаточное количество электричества благодаря тонкой плёнке из фотогальванических элементов, собирающих солнечную энергию. 10 киловатт хватит на то, чтоб привести в действие четыре двигателя с двухлопастными пропеллерами.
Солнечные батареи расположены не только на «спине», но и на крыльях и хвосте корабля. Первый опытный образец будет запасать на ночь энергию в аккумуляторах, но в дальнейшем их заменят лёгкие топливные элементы.
В Lockheed Martin говорят, что позаботились о решении известной проблемы, связанной с утечкой гелия (в таком случае дирижабль просто-напросто сдувается).
Они пишут, что «деградация будет минимизирована в соответствии с проектом». Известно, что с земли его подкачивать не будут — всё должно происходить на высоте.
Под строительство НАА уже выделен подходящий ангар на базе Акрон в штате Огайо.
Размеры этого помещения: длина 358 метров, ширина 100 метров, высота — с 22-этажный дом. Короче говоря, дирижабль в нём поместится.
Что же до финансирования, то агентство противоракетной обороны обещает деньжат подкинуть. К уже вложенным $42 миллионам за первые две фазы проекта присоединятся ещё $50 миллионов. Фаза №3 запланирована на период с июня 2004-го по июль 2006 года.
И это ещё не всё, ведь временной промежуток «август 2006 — июль 2008» является фазой №4, так что прибудут дополнительные $9 миллионов. Итого: $101 миллион. Надо полагать, что строительство остальных 9-10 дирижаблей будет стоить дешевле.
В общем, Штаты всерьёз пытаются огородиться в воздухе гигантскими баллонами, напичканными шпионской техникой, а дирижабли медленно, но верно возвращаются. Похоже, будут они и пожарными, и садовниками. А, может быть, и грузовиками, и пассажирским транспортом.