Гонка сооружений: автономные роботы финишировали на старте

Такова была участь многих роботов-гонщиков. «Никак не ожидал он такого вот конца» (фото grandchallenge.org).

"Некоторые команды говорили «о да, мы можем сделать это», но на самом деле никто не думал, что сможет", — подытожил один из участников гонки роботов, которой, можно сказать, и не было. Ни одна из машин не справилась с возложенной миссией. Было ли соревнование пустой тратой времени и денег?

Организаторы, участники и зрители уверены, что нет — мероприятие было весьма полезным, поскольку позволило выявить перспективные новшества: «Если бы DARPA не подняло планку так высоко, мы не увидели бы таких инноваций», — заявил представитель агентства Пентагона Ян Уокер (Jan Walker).

Однако ноу-хау не помогли пятнадцати вышедшим в финал командам завоевать главный приз DARPA Grand Challenge — миллион долларов США.

Притом, что некоторые из них потратили в три-четыре раза больше.

Попытаемся разобраться в каких-никаких результатах завершившегося соревнования.

Анонсируя «Великий вызов», мы рассказали о существовании трёх с лишним десятков претендентов (в один момент их было 106!) и предварительных условиях гонки.

По мере того, как команды выбывали одна за другой, правила претерпевали изменения.

Маршрут пролегал по преимущественно пустынной местности (иллюстрация grandchallenge.org).

13 марта 2004 года задача была поставлена предельно конкретно. Роботы должны были стартовать близ города Барстоу (Barstow) в Калифорнии, преодолеть около 230 км и, в конце концов, финишировать в Примме (Primm), Невада, неподалёку от Лас-Вегаса.

За два часа до начала все получили карту маршрута на компакт-дисках для загрузки в компьютеры роботов. Двигаться беспилотные машины были должны по определённому коридору, отмеченному точными координатами.

Команды могли детально изучить каждый метр трассы, рассматривая съёмки со спутника, фотографии с воздуха, 3D-модели ландшафта и топографические карты, чтобы задать оптимальную скорость и другие параметры для своих роботов.

Робот «Doom Buggy» встретился с роковым для него забором. Машина команды Rover Systems не прошла первые же ворота (фото Scientific American).

А вот после старта любое вмешательство человека в действия машин было строжайше запрещено.

Необходимо отметить, что первоначальная дистанция была сокращена почти вдвое, а время — 10 часов — фактически осталось прежним.

Все преграды — бездорожье, вода, песок, тоннели, ворота, линии электропередачи, заборы из колючей проволоки и другие искусственные и естественные препятствия — были «расставлены» таким образом, чтобы не «удивить» обычный (пилотируемый) внедорожник 4х4.

Заметим, что зрителей держали от трассы подальше с помощью 80 морских пехотинцев и сотни дружинников-добровольцев. Кроме того, 20 биологов проинспектировали «арену» на наличие черепах и выставили заграждения в местах их возможного появления.

И вот 15 роботов, включая грузовик, первый автономный мотоцикл, багги и лёгкий электромобиль, на старте. Покинуть «пункт А» сумели всего восемь машин.

Поначалу «Песчаная буря» неплохо разогналась… (фото sfgate.com).

Один сразу перевернулся вверх тормашками, другой стал нарезать небольшие круги, парочка врезалось в первое же препятствие, какой-то участник тут же запутался в колючей проволоке.

Но четыре робота протянули 1,5 тысячи метров, а две машины проехали аж 11 километров.

Мощно выступивший на предварительных испытаниях джип «Песчаная буря» ("Sandstorm"), принадлежащий Red Team из университета Карнеги Меллона, даже установил рекорд скорости для автономных транспортных средств — 65 км/час.

…Но, в конечном счёте, перевернулась (фото weblogsinc.com).

Но в итоге на 12 километре он сбился с курса и перевернулся: объезжая горку справа, робот не заметил ямы слева. Кстати, распознавание «отрицательных» препятствий, типа крутых наклонов и ям, является известной проблемой в автоматизации транспортных средств.

В яме «Буря» села на брюхо и начала отчаянно буксовать, из-за чего загорелись покрышки, которые, впрочем, быстро потушили. Машина, влетевшая спонсорам Red Team в $3 миллиона, получила ряд повреждений, но восстановлению подлежит.

Другие результаты гонки выглядят примерно так:

— Транспортное средство под номером 22, принадлежащее команде SciAutonics, преодолело около 10 км, но скатилось с насыпи и затихло. Машина повреждена.

— Участник №5 команды Caltech прошёл около 2 тысяч метров, но повстречала забор. Робот повреждён.

— Транспортное средство №7 с лихим названием Digital Auto Drive на 10 километре беспросветно заглохло. Попытки перезапустить систему в течение 3 часов ничего не дали — датчики так и не смогли определить надлежащий маршрут. Машина повреждена.

Робот Digital Auto Drive, созданный на базе Toyota Tundra, без водителя ездить всё же не умеет (фото Jim Seida/MSNBC.com).

— 25-я команда из Виржинии (Virginia Tech Team) что-то намудрила с тормозами своего робота. Вот он и «стормозил» — никуда не поехал.

— Участник под номером 23 от Axion Racing Team сбился с пути в самом начале, да так, что не смог его, путь, начать. Дисквалификация.

CajunBot, транспортное средство №2, прямо на старте начало тереться о стенки из сетки. Дисквалифицирован.

— Робот под номером 4 команды CIMAR через пару сотен метров отыскал беспризорный провод и запутался в нём. Снят с дистанции.

— Транспортное средство №20 TerraMax прошло почти 2 км, но вдруг повернуло обратно и, в конце концов, сломалось.

Первый автономный мотоцикл команды Blue Team завалился через 3 метра после старта (фото sfgate.com).

Тем не менее, представители DARPA назвали гонку «большим успехом» и запланировали «Великий вызов II» на 2006 год. Призовой фонд будет увеличен до $2 миллионов. Участникам первого заезда даётся ещё один шанс, они говорят, что будут с нетерпением его ждать.

Правда, в сентябре 2004 года состоится другая гонка с такими же амбициозными целями.

Автономной машине CajunBot в итоге понадобилось сразу несколько «пилотов» (фото sfgate.com).

Альтернативный конкурс устраивает Международная федерация робототехнических гонок (IRRF), в которую вошли команды, не допущенные к гонке DARPA. Обидевшиеся энтузиасты рассчитывают, что тоже разыграют миллионный приз.

Похоже, состязания машин на почве независимости от водителей вскоре станут обычным делом. Другой вопрос, что дело это, прежде всего, военное. Цель-то у организаторов осталась прежней — к 2015 году сделать треть всех боевых транспортных средств беспилотными.



Гонка автономных роботов закончилась неудачей

15 марта 2004

Автопоезд Blade Runner дружит с железной дорогой

15 марта 2004

Космический телескоп Hubble может отремонтировать робот

12 марта 2004

Toyota представила робота-трубача

11 марта 2004

Трубач зовёт: Toyota представила робота-партнёра

11 марта 2004