Катера-роботы начинают охранять водные границы

Надводный робот Ghost Guard готов встать на защиту родных Соединённых Штатов (фото с сайта ybw.com).

Согласно легендам, например, о «Летучем голландце», одной из характеристик корабля-призрака является отсутствие на борту команды. Во всяком случае, в виде живых людей. Что ж, значит, корабли-призраки теперь есть и в новейшей истории.

И название у одного из них соответствующее. «Призрачный страж» — так можно перевести имечко катера Ghost Guard, недавно обнародованного американской компанией Marine Robotic Vessels (MRV).

По аналогии с беспилотными летательными аппаратами, имеющими аббревиатуру UAV (Unmanned Aerial Vehicles), судно-робот попадает в достаточно новую категорию USV (Unmanned Surface Vessels) — «безлюдное» надводное судно. А слово «Guard» очень точно передаёт его функцию — охрана и защита.

Именно беззащитность водных путей и морских границ, прибережных мегаполисов, портов, мостов, нефтяных платформ и других «околоводных» объектов, а также мореплавания в целом перед лицом разных угроз и, прежде всего — террористической, вынудила MRV создать катер-робот. Так они говорят.

Нетрудно догадаться, что Ghost Guard — это под завязку набитая современная аппаратурой моторная лодка, предназначенная для патрулирования, доставки грузов (150 кг) и сбора данных. Вооружения робот, к счастью, не имеет.

Беспилотный ботик во время испытаний в сентябре 2003 года (фото с сайта mrvint.com).

Что касается наблюдения, то «Призрачный страж» может собирать звук, видео, данные с радаров и сонаров, после чего передавать данные наземным службам через Интернет. С ними, как и с коллегами по цеху, он находится в непрерывном взаимодействии.

Кроме того, катер способен проводить на борту различные виды автоматизированного анализа — химический, биологический, радиологический, спектроскопический, оптический и другие.

Как и положено роботу, управление им осуществляется дистанционно, но возможны и действия в автономном режиме. Для этого имеется компьютерный автопилот.

Надо сказать, что мощность у этой лодки не слабенькая — 266 лошадиных сил. Не пожалели скоростей для охотника, хоть он и с приставкой «фото-». Все остальные детали по Ghost Guard, надо полагать, военная и коммерческая тайны.

Единственное что: испытания, проведённые в сентябре 2003 года, показали, что «Страж» неплохо справляется со всеми поставленными задачами.

Патрульный катер-робот оставляет людей на берегу. Для эффективной работы лучше, чтобы они оставались у мониторов (фото с сайта mrvint.com).

Между тем выяснилось, что «Охранник-призрак» — не единственный надводный робот. Оказывается, практически одновременно с Marine Robotic Vessels свою автоматизированную моторку показала другая компания из США — Meggitt Defence Systems.

Эта 8-метровая надувная лодка называется Piranha («Пиранья»). И если «Призрака» мы сравнили с охотником, то второй катерок является, скорее, добычей. Условным, так сказать, противником.

Всё потому, что помимо платформы для наблюдения и испытаний подводного оружия, дистанционно управляемая «Пиранья» (способная и к автономии) является тренажёром для береговой охраны и артиллерии.

Тренажёр Piranha совершает свой самостоятельный заплыв. Всё-таки пока непривычно видеть моторную лодку без человека у руля (фото с сайта meggitt-defence.co.uk).

Не подумайте, что разгоняющаяся до 40 узлов маневренная лодочка с 200-сильным двигателем сама является мишенью. Просто во время учений она может буксировать на 50-метровой привязи дешёвый катамаран, который и полагается расстреливать.

Хотя в каком-то смысле целью может быть и сама моторка-робот. Только не для снарядов, а для радаров и других средств обнаружения, включая человеческий глаз.

Для этого «Пиранья» возит с собой целый набор приманок, типа дымовой завесы или яркого паруса, а также комплект оборудования, помогающего моторке скрыться от посторонних глаз и радаров.

Катамаран «Мишень», буксируемый роботом «Пиранья», оправдывает своё название на все 100% (фото с сайта meggitt-defence.co.uk).

Кстати, в отличие от Ghost Guard, на котором водительского места просто нет, Piranha сохранила традиционные сиденье и руль пилота, так что может управляться изнутри вручную. Вот такие дела.

Эти два новых надводных робота прозрачно намекают нам, что класс USV набирается сил. Кое-кто уже шутит, что исследовательскому агентству Пентагона пора обратить на лодки-роботы внимание и устроить для них персональный DARPA Grand Challenge.

Должно быть, не будет вскоре от роботов покоя ни на земле, ни на воде, ни в воздухе. Для террористов точно. По идее.



Революционный робот Flexibot держит себя в руках

17 марта 2004

Создан новый робот для пожилых людей

16 марта 2004

Гонка сооружений: автономные роботы финишировали на старте

16 марта 2004

Гонка автономных роботов закончилась неудачей

15 марта 2004

Космический телескоп Hubble может отремонтировать робот

12 марта 2004