У летающих автомобилей появились шансы на вылет

Строго говоря, Skycar нельзя называть автомобилем, так как по дорогам она ездить не предназначена — только летать (фото Moller International).

С приходом весны строители летающих автомобилей заметно оживились. Нет, их не стало больше. Просто среди малочисленных «монстров», работающих в данном направлении упорно и давно, наконец-то стали заметны признаки жизни. И это обнадёживает.

Если отбросить невразумительных проектировщиков персонального летающего транспорта, вроде фирмы Aerospectives и ей подобных фантазёров, станет ясно, что ожидать более-менее реальных результатов имеет смысл от пары-тройки энтузиастов.

Несомненно, одним из них является 60-летний Пол Моллер (Paul S. Moller): 40 лет работы над летающими машинами, 200 миллионов потраченных долларов, два расторгнутых брака, но при этом — железобетонное «не отступать и не сдаваться».

Как мы уже сообщали, презентация летающего автомобиля Skycar состоится в мае 2004 года в Сан-Франциско. И, видимо, в мае же должны пройти надводные испытания, включающие полёт безо всяких привязей на высоте 15 метров.

Затянувшуюся разработку Skycar её создатель, обосновавшийся теперь в Калифорнии на территории бывшей молочной фермы (Milk Farm), объясняет нехваткой рабочих рук, ведь помимо «небесной» машины фирма Moller International занимается и другой продукцией, например, летающим роботом Aerobot.

Кроме того, потребовало время строительство второго прототипа транспортного средства — одну-единственную машину во время тестов боятся угробить.

Все лётные испытания Skycar Пол Моллер проводит лично (фото с сайта skycar.co.za).

Кстати, рядом с фермой есть озеро, которое будет особым образом подготовлено к испытаниям Skycar. Должен получиться участок водоёма глубиной не более 3 метров с илистым дном, очищенным от камней, чтобы Skycar приводнилась в целости и сохранности.

Справедливости ради необходимо отметить, что Пол Моллер даром времени не теряет. Он регулярно — раз в месяц — отчитывается перед фанатами через новостной раздел своего сайта, участвует в разнообразных конференциях, ищет новых надёжных партнёров и судится с ненадёжными старыми.

В общем, весной-летом 2004 года мы вправе ожидать полётов Skycar, сам Моллер постоянно даёт понять, что дела идут. Чего до последнего времени нельзя было сказать о его конкурентах — израильской фирме Urban Aeronautics, которая после ряда громких обещаний вдруг заглохла на 11 месяцев.

Моллер говорит, что Skycar в небольшом количестве будут доступны покупателям в течение следующих трёх лет, а стоимость машины составит около $500 тысяч (фото с сайта skycar.co.za).

Напомним, что эта компания принадлежит доктору Рафи Йоли (Rafi Yoeli) и его сподвижникам из Тель-Авива. Более двух лет назад было объявлено, что летающие машины CityHawk и TurboHawk вот-вот поднимутся в небо.

Затем произошла пауза на полгода, потом Йоли назвал новые сроки — вторая половина 2002 года.

В них Urban Aeronautics тоже не уложилась, и дала о себе знать только в марте 2003-го: доктор Йоли прислал в редакцию «Мембраны» письмо, в котором сообщил о начале лётных испытаний, подтвердив свои слова фотографиями (смотрите снимки тестов в нашей фотогалерее).

Летом того же 2003 года единственный рупор израильской фирмы, раздел сайта What’s New, обновляться совсем перестал, что легко можно было принять за скоропостижную кончину «хоуков».

CityHawk и его пилот Рафи Йоли всегда готовы к испытаниям (фото с сайта urbanaero.com).

Но вот наступил май, Urban Aeronautics воскресла и делится новостями, полными оптимизма. Цитируем заявление практически полностью:

«Мы успешно завершили лётные испытания нашего демонстратора концепции CityHawk. В общей сложности было проведено 10 тестовых полётов, во время которых мы в реальном времени собирали данные для последующей оценки.

Теперь мы закончили анализ этих данных (делая акцент на эффективности контроля системы управления лопастями винтов) и выяснили, что эффективность очень высока, что подтверждает наши первоначальные оценки и позволяет нам продвинуться с разработкой опытного образца X-Hawk.

Параллельно с привлечением дополнительных инвестиций мы делаем успехи в техническом развитии своего транспортного средства. Уже закончена техническая проработка всей системы распределения мощностей, толкающих винтов, подъёмных роторов, системы управления полётом, модель прошла туннельные испытания.

Вместе с тем, мы продолжаем налаживать отношения с имеющимися и потенциальными партнёрами. Уже подписано соглашение с машиностроительной компанией о поставке двигатели для наших опытных образцов.

Вскоре будет выбран привилегированный поставщик механической системы распределения мощностей нашего транспортного средства.

X-Hawk представляется его создателям, как воздушная «скорая помощь» (иллюстрация Garry Marshall/Popular Science).

Кроме того, идут переговоры о создании совместного предприятия, которое будет разрабатывать беспилотную версию X-Hawk несколько меньшего размера, чем пилотируемый прототип.

Сотрудничество с американскими партнёрами из службы STAT MedEvac продолжает приносить пользу проекту. В январе мы провели неделю, летая по вызовам с командами спасателей в Пенсильвании.

Как результат этого опыта, мы внесли в проект массу небольших изменений и усовершенствований, которые сделают X-Hawk MedEvac (версию летающей машины для оказания помощи и эвакуации пострадавших, — прим. ред.) более подходящей для спасателей-профессионалов».

Вот такие у Urban Aeronautics и Moller International, если вкратце, дела. А что же у других строителей летающих машин? — спросят читатели. Давайте посмотрим, проведём небольшую ревизию.

Давид Метревели, заявлявший, что летающий автомобиль — это реальность уже сегодня, обрёл нового партнёра Артура Кона (Arthur Cohn) и переименовал свою компанию из DM AeroSafe в DM AeroPlatforms.

Да простит нас доктор Йоли, но Skycar выглядит убедительнее, чем CityHawk (фото с сайта ntu.edu.sg).

14 марта 2004 года фирма начала программу наземных и лётных испытаний своей летающей платформы «Орёл» (Eagle). Значит, проект жив.

Далее. У летающего автомобиля SkyRider X2R сайт переехал на новый адрес — сюда. Других новостей нет.

С летающим мотоциклом AirBike — всё осталось так же, как было, прогресса никакого.

А о положении дел с преемником аппарата SoloTrek мы подробно рассказывали.

Обещаем следить за развитием событий, надеясь, что небольшое весеннее обострение у строителей летающих машин перерастёт в летнюю активность, осенние достижения и так далее.



RIOT Wheel: водитель колеса едет впереди него

29 апреля 2004

Летающий автомобиль готов к показательным выступлениям

28 апреля 2004

Новым самолётам нужны птичьи крылья с рыбьей чешуёй

26 апреля 2004

Арнольд Шварценеггер переводит любимый Hummer на водородное питание

23 апреля 2004

Мексиканцы превратили списанный самолёт в лимузин

22 апреля 2004