Миссия STS-107: реквием по шаттлу Columbia

Видеозапись, обошедшая все новостные каналы: шаттл Columbia рассыпается на части.

Утром 1 февраля, при входе в плотные слои атмосферы распался на части и сгорел космический корабль многоразового использования Columbia («Колумбия» или «Коламбия»). Все члены экипажа погибли. В США и Израиле объявлен национальный траур.

Сухое изложение фактов в данной ситуации едва ли было уместным, и средства массовой информации это почувствовали.

Но сквозь эти эмоциональные, тревожные репортажи, прямые трансляции и зрелища распадающегося на части корабля, на борту которого заживо сгорали люди, — сквозило какое-то недоброе торжество.

СМИ стосковались по глобальным катастрофам — и накинулись на эту чуть ли ни с радостью.

Так что в первом же своём заявлении глава NASA Шон О’Кифи (Sean O’Keefi) умолял прессу отнестись с пониманием к чувствам родственников погибших астронавтов и не приставать к ним...

Что ж, вкратце изложим ход событий ещё раз — по информации, опубликованной NASA.

Некоторые обломки шаттла достигали размеров автомобиля.

Около 16:52 по московскому времени — то есть ранним утром 1-го февраля сенсоры трёх тормозных линий левого шасси показали аномальный рост температуры в районе камеры левого шасси. Рост температуры в районе фюзеляжа был резким — на 30-40 градусов (по Фаренгейту) в течение пяти минут.

В 16:57 температура на датчиках левого крыла вдруг падает ниже нулевой отметки, что означает, что данных с них просто не поступает.

В 16:59, непосредственно перед потерей связи с Columbia, зафиксировано увеличение сопротивления воздуха на левом крыле. Автоматика запустила рулевые двигатели на 1,5 секунды, чтобы справиться с ним.

Представители NASA говорят, что им потребуется ещё некоторое время, чтобы извлечь данные, полученные в течение 32 секунд после потери связи с кораблём и изучить их. Возможно, всплывут некоторые подробности.

До посадки оставалось 16 минут, и никаких признаков тревоги или беспокойства члены экипажа не выказывали.

Кадр съёмок взлёта Columbia. Стрелка указывает на отколовшийся кусок изоляции (изображение New Scientist).

Одну из возможных причин назвали сразу: отрыв фрагмента керамического термоизоляционного покрытия привёл к перегреву аппарата.

Что в итоге привело к гибели шаттла и всех, кто находился на его борту.

Ещё одна подробность — отрыв фрагмента изоляционной пены от внешнего топливного бака Columbia, произошедший на старте.

Этот кусок затвердевшей пены ударил по левому крылу, и возникло предположение, что именно этот инцидент и стал причиной аварии.

Представители NASA утверждают, что этого быть не могло. Какие-то структурные повреждения могли случиться, но их в любом случае было бы недостаточно для разрушения шаттла. Как и потери отдельных плиток термоизоляционного покрытия тоже.

О том, что откололся кусок пены, кстати, знали с самого начала. И теперь специалисты NASA не столь категоричны насчёт относительно «плиточной» теории.

Фотография команды шаттла Columbia, сделанная незадолго до старта. Счастливые улыбки, хорошее настроение. Такой же фотографии после посадки нет...

Зловещее зрелище гигантского инверсионного следа, тянущегося за «горящей звездой», от которой откалываются куски, кружили по телеэкранам всего мира. Как заклинание повторялись одни и те же фразы — «на высоте 60 километров», «не могли катапультироваться», «никаких спасательных средств», «все погибли», «надежда есть, надежды нет»...

Говорят, среди наблюдавших этот высотный апокалипсис собственными глазами, был сын Илана Рамона — первого израильского космонавта.

Осколки корабля разлетелись на огромной площади — в NASA полагают, что и спустя десять лет граждане США будут находить эти обломки.

К тому времени, вполне вероятно, власти перестанут грозить гражданам уголовным преследованием за присвоение этих осколков.

Пока же на странице на сайте NASA, посвящённой кораблю Columbia, висит объявлении, гласящее, что все обломки корабля являются собственностью правительства Соединённых Штатов, и что любой нашедший их обязан немедленно известить власти, в противном случае, его будут преследовать по всей строгости закона.

Обломки шаттла разлетелись по нескольким штатам.

Справедливости ради надо отметить, что над этим объявлением висит другое — предупреждающее о том, что эти обломки могут содержать токсичные субстанции, и прикасаться к ним попросту опасно для здоровья.

Это трагедия, у которой, вероятно, никогда не будет финала — лишь новые сцены и акты. Одной из таких сцен стало обнаружение обгорелых останков космонавтов, которые теперь собирают и развозят по различным научным центрам и авиабазам...

Ещё одна сцена — это известие о том, что какие-то предприимчивые подонки уже успели выставить обломки шаттла на аукционе eBay. Эти лоты уже прикрыли, но не исключено, что некоторые обломки корабля всё равно пойдут из-под полы и пополнят чьи-то частные коллекции.

По последним сведениям, украдено уже около сотни обломков — а по идее, любой из них может быть ключом к объяснению причин произошедшего.

Ведь главное, чего все ждут — это окончания расследования и, естественно, ответа на вопрос, что было причиной. Или кто виноват.

Высокопоставленные чиновники NASA утверждают, что ни отрыв куска пены, ни потеря одной или нескольких защитных пластин не могли привести к гибели шаттла.

А главная причина, судя по всему, лежит на поверхности: просто шаттлу Columbia уже больше двадцати лет.

Старый корабль, вышедший из строя в самый неподходящий момент — в тех условиях, когда малейшая неполадка может привести к гибели и аппарата, и всего экипажа.

Что мы все и наблюдали...

Промежуточный итог данной ситуации выглядит достаточно противоречиво.

С одной стороны — это трагедия для нескольких стран: на борту Columbia находился первый израильский космонавт — Илан Рамон, да и за эмигранткой из Индии Калпана Чаула (Kalpana Chawla) её бывшие соотечественники наблюдали с гордостью и трепетом.

Илан Рамон был для своей страны национальным героем. Военный лётчик, несколько лет готовивший себя к полёту в космос. Первый израильтянин, кто удостоился чести полететь в космос... В Израиле по нему был объявлен общенациональный траур.

Так же, как и по остальным шести космонавтам — в США.

С другой стороне, гибель корабля и семи астронавтов в определённой степени оказывается даже кое-кому и выгодной.

Шлем кого-то из космонавтов, найденный среди обломков шаттла.

Нет, никаких теорий всемирного заговора. Просто NASA, всё последнее время стонавшее о недофинансировании, после катастрофы немедленно получило финансовую инъекцию в размере $476 миллионов. Теперь бюджет Американского аэрокосмического агентства увеличивается до $15,5 миллиардов.

В администрации Буша теперь утверждают, что эту сумму планировалось выделить и раньше, но, учитывая оборонные предпочтения нынешних американских властей, в этом следует усомниться.

С другой стороны, возможно, Конгресс заставят всё-таки одуматься и начать полноценное финансирование американских космических программ и особенно — строительства новых кораблей многоразового использования.

По российским и зарубежным СМИ гуляют выкладки всевозможных экспертов о том, что теперь роль российской космической техники значительно возрастёт.

В первую очередь это касается, естественно, Международной космической станции: кроме как «Союзам» летать туда больше некому. По крайней мере, до тех пор, пока не закончится расследование.

Сейчас, впрочем, в NASA говорят, что шаттлы могут полететь в космос уже к июню текущего 2003 года.

По мере того, как писалась эта статья, поступали всё новые и новые подробности — обнаружение тел, торговля обломками на eBay, обвинения в адрес NASA...

Обвинения, кстати, весьма серьёзные — тут вам и игнорирование руководством предупреждений специалистов об опасности полётов шаттлов (всех, причём), и увольнение пятерых из девяти экспертов по безопасности космических полётов, и недостаточное техническое обслуживание шаттлов, — и много чего ещё, например, использование старого бака для горючего, хотя NASA давно уже поставили новые.

Пытаются привлечь к ответственности и компании, занимавшиеся строительством и техническим обслуживанием шаттлов — Boeing и Lockheed Martin. Их акции уже упали в цене на рынке, кроме того, компании могут подвергнуться всевозможным проверкам — в то время, как их сотрудники примут участие в расследовании.

В любом случае, пока ясно, что ничего не ясно. И хотя NASA отмело версию теракта на высоте 60 километров, видимо, этот вариант будет обсуждаться ещё в течение довольно длительного времени.

Когда инверсионный след стал слишком толстым и ярким, стало понятно, что происходит катастрофа.

В частности, один астроном-любитель из Сан-Франциско показал журналистам газеты San Francisco Chronicle фотографии, на которых видно нечто вроде молнии, сверкнувшей у левого борта корабля незадолго до его разрушения. Ровно в тот момент, когда был сделан снимок, на борту Columbia начали отказывать приборы.

Оранжевый, с бледно-фиолетовым окаёмом сполох, по форме напоминавший букву L, пересёк инверсионный след корабля, и в том месте, где это произошло, след внезапно сделался более ярким, толстым и как бы перехлёстнутым, словно корабль в этот момент начало трясти.

Что это было? Не сочиняют ли невольные зрители небылиц о том, что к шаттлу перед катастрофой приближался какой-то непонятный светящийся объект?

Быть может, расследование развеет все эти слухи. Может быть, и нет. Информация с орбитальных спутников слежения пока не снята.

Но в любом случае неудовлетворённые результатами расследования останутся, каковыми они ни были.

Пока же все в США поминают погибших космонавтов... и катастрофу шаттла Challenger в 1986 году.



Обломки шаттла продавались на интернет-аукционе

3 февраля 2003

Из-за катастрофы шаттла запрещают научную фантастику

3 февраля 2003

Шаттл Columbia потерпел аварию при заходе на посадку

1 февраля 2003

Космические шаттлы превратятся в орбитальные интернет-узлы

31 января 2003

Зафиксировано неизвестное атмосферное явление

24 января 2003