Машиностроители 1960-х: автомобилю ХХI века нужен атомный реактор

Атомно-топливноэлементный Seattle-ite XXI — взгляд в наш век из 1962 года (фото с сайта gizmo.com.au).

"Передовые стилисты не ограничены существующими техническими и научными достижениями. Свобода мысли — ключ к прогрессивному автомобильному конструированию. Seattle-ite приведёт к созданию новых понятий в моделировании, комфорте и безопасности".

Это фрагмент брошюры, посвящённой концепткару Ford Seattle-ite XXI. Скромному такому ядерному автомобилю 1962 года.

Но по порядку. История эта началась, по крайней мере, ещё в 1958 году, когда Ford создал концепт-кар Nucleon.

Строго говоря, это был даже не концепт-кар, а лишь макет в масштабе 3/8. Однако, отвечая на романтические настроения эпохи, Nucleon «приводился» в движение атомным реактором, установленным в задней части машины.

Конечно, такой компактный реактор никогда не был создан. Но американцы верили, что в будущем ядерные установки будут существенно уменьшены в размерах. И в чём-то они оказались правы.

Компактные ядерные агрегаты США и СССР научились ставить на спутники. Ядерные реактивные двигатели полным ходом разрабатывались не только для космических ракет, но также для крылатых ракет и даже межконтинентальных бомбардировщиков.

Nucleon никогда не был построен в полном масштабе (фото с сайта geocities.com).

Nucleon, по неким умозрительным оценкам, должен был пробегать 8 тысяч километров без загрузки ядерного топлива, которое на заре атомной эры многим представлялось безопасным и жизнеспособным источником энергии.

В 1962 году Ford построил полноразмерный Seattle-ite XXI, куда более завораживающий и элегантный, чем неказистый, скажем прямо, Nucleon.

Но главное — Seattle-ite оказался, без иронии, богатейшей россыпью идей «на будущее».

Автомобиль имел четыре передних колеса — ведущих и управляемых одновременно.

Четыре передних колеса несколько раз «всплывали» в истории автостроения, но так и не стали привычными для взгляда (фото с сайта gizmo.com.au).

Для него «предусмотрели» компьютерное управление на магистрали, стеклянный колпак переменной прозрачности, повышающий эффективность кондиционирования, управляемые жалюзи на заднем окне и рулевое управление без традиционного руля, позволяющее вести машину лишь слегка двигая кончиками пальцев.

Источники энергии предусматривались разные. Во-первых, топливные элементы с возможностью, как сказали бы компьютерщики, «горячей замены».

А во-вторых, как указывали инженеры «возможно, будут установлены», некие компактные ядерные устройства.

Вся передняя часть автомобиля с четырьмя колёсами и силовым агрегатом в 400 лошадиных сил (как гласила реклама, для трансконтинентальных путешествий) могла отстёгиваться, а на её место подсоединялся бы маленький модуль с экономичным 60-сильным мотором для неспешной городской езды.

Всё управление подключалось бы через простой разъём. Привет из прошлого инженерам GM c их концептом AUTOnomy 2002 года.

Салон Seattle-ite — традиционного руля нет (иллюстрация с сайта gizmo.com.au).

Ещё авторы машины заложили в проект-мечту интерактивную навигационную систему с подвижной картой местности и автоматическую информационную систему, показывающую, к примеру, состояние агрегатов и прогноз погоды.

Всё это — за десять лет до изобретения микрочипов, за пятнадцать — до навигационных спутников и за сорок — до наших дней, когда топливные элементы только-только стали жизнеспособными.

Может, на очереди всё же ядерный привод? Сказать про ядерную энергию «безопасная» — это, конечно, слишком смело. Но посмотрите.

Атомный Seattle-ite был наивной мечтой, но всё же чертовки красивой мечтой (фото с сайта gizmo.com.au).

Четыре передних колеса, дающие лучшую управляемость и устойчивость, лучшее торможение и сопротивляемость аквапланированию, после многих лет забвения вернулись в виде серийного суперкара Covini C6W.

Затеняемые по желанию водителя стёкла можно найти на некоторых дорогих лимузинах.

Про компьютерную навигацию и говорить нечего. Да и настоящее управление автомобиля компьютером — уже не фантастика.

Так по замыслу инженеров Ford менялся передний модуль Seattle-ite (иллюстрация с сайта gizmo.com.au).

Экспериментальных таких машин — хоть отбавляй, а, скажем, система автоматической парковки — уже в продаже.

Про модульные, составные и прочие трансформируемые автомобили до сих пор регулярно вспоминают лишь создатели концепт-каров. Люди предпочитают, если уж так нужно, купить два разных автомобиля — для города и для души.

Конечно, далеко не все могут себе это позволить. Но и атомный шестиколёсник был бы не дешевле двух машин. Однако, несмотря на сомнительную реализуемость, Seattle-ite нельзя назвать неудачей.

Дизайн Seattle-ite недвусмысленно указывает на начало космической эры (фото с сайта gizmo.com.au).

Где нынче размах, несвязанность догмами, который был присущ американским мечтателям 1950-х и 1960-х?

«Передовые стилисты не ограничены существующими техническими и научными достижениями», — говорили автостроители.

Не в атомном приводе дело, ей богу. Пусть это тупик. Но сам подход вызывает уважение. Много ли найдётся теперь столь же ярких идей?



Итальянская полиция пересаживается на Lamborghini

14 мая 2004

Изобретён глушитель визга тормозов

12 мая 2004

Новая технология позволит быстро производить водород для автомобилей

6 мая 2004

Мексиканцы превратили списанный самолёт в лимузин

22 апреля 2004

У спортивного автомобиля C6W — четыре передних колеса

20 апреля 2004