Официальный сайт первого в мире соревнования частных космических аппаратов — Ansari X PRIZE — провёл голосование среди читателей — на какую команду они бы поставили? Победитель может определиться в ближайшие недели, так что пора вспомнить о наиболее реальных претендентах.
Опрос можно считать неким отражением успехов команд в постройке реальных машин, их испытаниях и прочих заботах, связанных с соревнованием.
Лидером оказалась компания авиаконструктора Бёрта Рутана Scaled Composites, о проекте которой мы уже рассказывали.
Она набрала более 61% голосов (всего высказалось около 5 тысяч человек). А ведь всего за Ansari X PRIZE сейчас борется 26 команд!
Результат закономерен, учитывая, что недавно космоплан Рутана SpaceShipOne поднялся на рекордную (для пилотируемого аппарата, построенного частной компанией) высоту — 64 километра.
Напомним, для победы в Ansari X PRIZE нужно поднять трёх человек на высоту 100 километров, успешно вернуть их на землю и повторить полёт с тем же самым аппаратом не позднее, чем через две недели.
Второе место в опросе заняла Armadillo Aerospace — чуть более 8%.
Эту команду возглавляет Джон Кармак (John Carmack), автор знаменитых игр Wolfenstein, Doom и Quake. О её космическом корабле мы также рассказывали.
А в затылок двум американским соперникам дышит британская компания Starchaser Industries из славного графства Чешир. Результат доверия народа — около 8%.
Настало время поговорить и об этом лидере «забега».
Компания была основана в 1992 году (за четыре года до объявления соревнования X PRIZE) Стивом Беннеттом (Steve Bennett), директором лаборатории космических технологий университета Сэлфорда (Salford University).
Это, кстати, роднит её в чём-то со Scaled, которая существовала задолго до X PRIZE. Но Рутан, впрочем, свои экзотические самолёты строил ещё в 1960-х.
А для чего создавали Starchaser? Как раз для проектирования и постройки частных ракет, для космического туризма, в конечном счёте. Так что объявление соревнования X PRIZE здесь восприняли на ура.
К настоящему времени Starchaser произвела 16 стартов своих ракет различных моделей, из которых 14 были успешными на 100%, а два — успешными частично.
Интересно, что, вступая в борьбу за X PRIZE и выбирая конструкцию ракеты (конечно, это должна быть ракета, а не космолёт, к примеру, учитывая опыт фирмы), компания рассуждала любопытным образом.
«Одна из главных проблем с космическими проектами — то, что транспортное средство имеет тенденцию пересматриваться и становиться всё более тяжелым по мере того, как развивается проект. В конце концов это приводит к росту затрат и краху проекта, а аппарат становится слишком тяжёлым, чтобы функционировать.
Помня об этом и, не имея никакого опыта в построении космического корабля (ранее компания запускала лишь беспилотные высотные ракеты — прим. ред.), и не зная точно — во что „выльется“ законченная капсула, мы решили перестраховаться.
К лету 2002 года проект превратился в двухступенчатую ракету с четырьмя навесными ускорителями, а поскольку наши движки показывали всё большие и большие успехи на испытаниях, мы поняли, что наш проект был значительно переразмерен, чтобы выиграть X PRIZE.
Далекий от запуска трёх человек на 100 км аппарат, который мы собирались построить, фактически был бы способным к доставке шести человек в космос».
Вот так перестарались. Капсула называлась Thunderbird, а ракета Starchaser 5. Сравнительно недавно компания изменила проект в сторону уменьшения размеров и упрощения конструкции.
Новая капсула, предназначенная для соревнования, получила имя Thunderstar. Ракета осталась Starchaser 5, но модифицированная, в одноступенчатом варианте и без навесных ускорителей.
Любопытно, что полноразмерная зенитная ракета Starchaser 5 и капсула Thunderbird для неё не были отправлены в корзину. Компания надеется использовать их для космического туризма и запусков лёгких спутников уже после X PRIZE.
Итак. Британский претендент на приз. Starchaser V — Thunderstar.
Двигатели (их два) работают на жидком кислороде и керосине. Каждый развивает максимальную тягу 15 тонн и способен работать непрерывно до 70 секунд.
Высота ракеты 27,15 метра, диаметр 1,6 метра. Стартовая масса 17 тонн. Большая её часть приходится на топливо, сама ракета выполнена из композитных материалов и лёгких металлов.
После вертикального старта ракета разгоняется до скорости 1,324 километра в секунду (4,25 М), после чего капсула отделяется и продолжает полёт по инерции, достигая расчётной высоты почти в 158 километров, что заведомо больше, чем нужно для выигрыша приза.
И капсула, и сама ракета возвращаются на землю на обычных парашютах. Никаких экзотических юбок, крыльев, воздушных шаров и летающих тарелок. Всё очень традиционно.
Кстати, о хороших традициях, Starchaser V — Thunderstar оснащена аварийной системой спасения на старте, напоминающей таковую на «Союзах».
Она должна увести в сторону капсулу с людьми, если что-то пойдёт не так. Её двигатель работает на перекиси водорода.
Испытания всех систем комплекса Starchaser V — Thunderstar идут полным ходом, так что у британцев есть маленький шанс выиграть соревнования. Хотя Рутан, несомненно, ближе всех к этой цели. Ведь его космоплан уже летает.
Но ведь победа в X PRIZE — не единственная задача команды. Есть ещё космический туризм, многообещающий сектор рынка. Едва ли англичане всё бросят, если поймут, что смогут запустить свой аппарат лишь вторыми или даже пятыми.