Онлайновая реклама заставит себя смотреть насильно

Онлайн-реклама становится всё навязчивей и агрессивней.

Новые агрессивные рекламные технологии в Сети, похоже, приведут к тому, что люди начнут реже пользоваться Интернетом.

Ведь теперь приходится ждать, пока онлайновая реклама позволит добраться до контента, а блокировать её всё сложнее. Но рекламодателям это очень нравится.

Сразу же оговоримся: в данной статье мы не будем рассказывать вам, какими программами нужно пользоваться, чтобы убрать баннеры с глаз долой. Не будем говорить и о том, где такое ПО можно скачать и сколько всё это стоит. Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, достаточно набрать «блокировка баннеров» в поисковой строке Яндекса или «block (ignore) banner» в Google.

Речь вот о чём. Помните, как народ всполошился, когда «Мегафон» повесил рекламу на мультики с «Масяней»? Как же так, спрашивается, мы должны ждать пока пройдёт ролик и только потом смотреть мультик? А почему, кликая, мы попадаем на сайт «Мегафона», а кнопка «play» незаметная такая?

Но это у нас — агрессивная реклама ещё не так не сильно поразила Рунет, как это уже произошло с Интернетом. Здесь уже всё куда круче: при входе на страницу реклама вылезает на весь экран, у неё нет кнопки «Close», её трудно блокировать всяческим «анти» — пока не досмотришь рекламу, на сайт не попадёшь.

Наверное, это не слишком приличное предложение, но для примера загляните на сайт Playboy: здесь, пока не посмотрите 25-секундный ролик виски Jack Daniel’s, до вожделенного контента не доберётесь.

Помнится, на одном из американских сайтов встретилась и такая реклама: открываешь статью по ссылке с поисковика, начинаешь читать, и тут текст начинает плыть как титры в «Звёздных войнах». Абзацы косяком уходят в точку, потом оригинальный кувырок, «макромедиа» на пол-экрана, которая уходит в «небоскрёб» справа, и текст возвращается на место.

Как пишет San Francisco Chronicle, американские сёрферы недавно были просто шокированы (а как же — ShockwafeFlash, всё таки), когда на главных страницах Lycos.com, ComedyCentral.com, ESPN.com, Weather.com и EOnline.com началась анимационная погоня.

Можете попробовать. Вы заходите на Lycos, начинаете осматриваться, и тут (не сразу при входе, а по прошествии секунд 10-ти) слева выбегает ящерица, которую преследует автомобиль. Потом, поменявшись местами, ящерица с автомобилем выскакивают справа и так далее. Это реклама компании Saturn. При этом «задавить» ящерицу собственноручно никак нельзя. У пользователей нет выбора.

Группа Commercial Alert, которая борется против увеличения количества рекламы где бы то ни было

«Такого рода реклама ужасно раздражает, её суют вам прямо в лицо, — говорит Гэри Раскин (Gary Ruskin), руководитель группы Commercial Alert, которая выступает против быстрого роста всех видов рекламы. — Это просто чудо, что люди, которых заваливают таким количеством рекламы, вообще не перестают пользоваться Интернетом».

Пока такого рода технологии составляют только около 5% рынка онлайновой рекламы в США, но, по мнению большинства аналитиков, «за ними будущее». Основным аргументом является то, что телевидение и радио всё-таки удерживают аудиторию, несмотря на обилие рекламных блоков.

К тому же, традиционные баннеры, по словам всё тех же аналитиков, себя не оправдывают: «баннеры находят людей, которые хотят быть найденными», — говорят они. Несмотря на то, что обычные баннеры становятся всё больше, рекламодатели по-прежнему считают их слишком маленькими.

Тем более, что непосредственно кликает на баннер в среднем только 3-13 пользователей из 100. Это значит, что сайты рекламодателей, до которых потребитель попросту не доходит, выбывают из «игры», а новая агрессивная реклама сама по себе даёт возможность донести максимум информации без посещения сайта рекламодателя.

С другой стороны, не все ресурсы готовы потакать рекламодателю в ущерб пользователю. Так представитель Google Синди Маккэффри (Cindy McCaffrey) убеждена в том, что 10-секундная рекламная пауза перед входом на сайт ничего хорошего ни для пользователя, ни для ресурса не даст. Кстати, к Rich Media достаточно хладнокровно относятся и в Яндексе.

В то же время, рекламные деятели в Yahoo!, признавая новый стиль рекламирования высокоэффективным, считают, что лучше позволить компаниям хвастаться своей продукцией при помощи таких технологий, но спасти потребителей от неудобства, которое они, якобы, испытывают, кликая на баннер с последующим уходом на сайт рекламодателя.

Однако, Yahoo! хочет оставаться дружелюбным по отношению к потребителям, поэтому новые рекламные объявления на сайте длятся не больше 10 секунд и показываются одному и тому же пользователю не чаще трёх раз в день.

Таким образом, сегодня и рекламодатели, и агентства онлайновой рекламы заинтересованы в том, чтобы у пользователей был быстрый и качественный Интернет. Тогда они смогут без проблем показывать в Сети рекламу, подобную телевизионной, а может быть и точно такую же. Такие надежды питает, например, Panasonic.

Скоро сайты будут завешаны таким же количеством рекламы, как Гонконг в офлайне

И что? По мнению аналитиков из Forrester Research, за период с 2000 по 2005 годы рост американского рынка онлайновой рекламы может превысить 500% — неохота даже считать, насколько больше в Сети будет рекламы. А журнал Wired ещё в январе 2001 года закончил статью об онлайновой рекламе словами «Sorry, folks. There’s no such thing as commercial-free Internet» («Вы уж простите, ребята, но нет такой штуки, как некоммерческий Интернет»).

Вспоминается интервью, которое дал нашему журналу директор отдела рекламы Afisha Digital Тарас Ткачук: «Введения форматов Rich Media не избежать. Более того, со временем такая реклама будет становиться всё более и более агрессивной. Судя по отчётам рекламных кампаний, проведённых на сайте Афиша.Ru с использованием Rich Media, они прошли с большей эффективностью, чем традиционные баннерные. Вполне возможно, что посетителям через некоторое время будет предложен выбор — либо бесплатное пользование ресурсом с раздражающей и мешающей рекламой, либо полное отсутствие рекламы за умеренную плату».

Конечно, так называемые «продвинутые» пользователи вырезают и будут вырезать рекламу, но для «непродвинутых» это сложно. Тем более, когда они вдруг видят, что «блокиратор» не даёт им открыть тот или иной сайт. В таком случае, им вскоре придётся сделать выбор — но какой?

Говорят, или привыкнуть к новым рекламным технологиям, или заплатить за использование нужных ресурсов. Но у нас пока непонятно — как платить, кому, сколько и за что именно, а Rich, тем временем, набирает обороты. Да, туго придётся тем, кто просто ненавидит рекламу... Так что, если раздражает — раздражайтесь.



Надоели баннеры? Размещайте рекламу в космосе!

19 декабря 2001