CHARC: новый боевой катер не похож ни на одно судно

Напоминающий декорацию из «Звёздных войн» этот аппарат — сверхскоростной катер-перехватчик палубного базирования (фото с сайта trygstad.org).

Американские инженеры занялись выведением гибрида патрульного катера, вертолёта и самолёта палубного базирования. Предполагается, что его быстрое появление на расстоянии выстрела будет неожиданностью для противника.

Корпорация Lockheed Martin приступила к разработке экзотического морского судна под названием (почти) «Акула».

Проект назван CHARC, на самом деле. Но ведь при произнесении Shark и CHARC — практически одно и то же?

Вообще-то, это аббревиатура, означающая «скрытный высокоскоростной атакующий и разведывательный аппарат» (Covert High-speed Attack and Reconnaissance Craft). Любопытно, что отнести его к одному из известных типов военных морских судов — затруднительно.

По размерам и водоизмещению — это маленький катер, заметно меньший, чем даже патрульные катера прибрежной зоны. Длина «Акулы» — 12 метров.

Она несёт всего двух членов экипажа, размещённых в кабине, словно списанной с истребителя. А вооружение этого аппарата его создатели сравнивают с оснащением боевого вертолёта: 20-миллиметровая скорострельная пушка, разнообразные ракеты и 40-миллиметровый гранатомёт.

По всей видимости, проект ещё очень сырой, так что точных данных о машине нет.

«Стой, кто плывёт?» – патрулирующие прибрежную зону суда часто бывают дешёвыми, маленькими, и не слишком скоростными. Компания Lockheed Martin намерена изменить ситуацию в корне (фото с сайта w1.414.telia.com).

Но, по замыслу, она будет необычайно быстрой и малозаметной. В отличие от вертолёта, этот катер (наиболее подходящее определение из тех, что есть) сможет находиться в районе патрулирования очень долго: перемещаясь на невысокой скорости или просто дрейфуя.

При обнаружении же противника, или получив наводку от воздушной разведки, аппарат сможет выскочить как чёртик из табакерки и на огромной скорости настичь нарушителя.

Как видно из рисунка, высокую скорость ему должен обеспечить необычный корпус, относящийся к так называемым судам с малой площадью ватерлинии.

Судя по всему аппарат будет приводиться в движение водомётами. Обратите внимание — маленькие подводные крылья также складываются (иллюстрация с сайта trygstad.org).

Это давняя идея, уже нашедшая воплощение в различных судах: небольших катеров и даже — сравнительно крупных научно-исследовательских кораблях.

Смысл в том, что элементы корпуса, обеспечивающие плавучесть машины (обычно их два), скрыты под водой и выполнены не в виде «ладьи», а в виде торпед или корпусов подлодок.

С надводной частью их соединяют узкие, как ножи, пилоны, создающие низкое сопротивление воде. Сопротивление подводных «сигар» также меньше, чем у классического корпуса.

Проект CHARC – два поплавка на конце крыльев складываются при подъёме катера на борт судна-базы (иллюстрация с сайта lmcuv.com).

И, наконец, у всей комбинации — меньше так называемое волновое сопротивление, оказывающее заметное влияние на максимальную скорость корабля при одной и той же мощности движков.

Широкого распространения такая форма судов не получила ввиду трудностей с остойчивостью. Но если её решить — получается занимательная вещь.

На определённой, довольно высокой для водоизмещающих кораблей скорости, волновое сопротивление машины оказывается сравнительно невелико и чуть ли не падает, в то время как у обычного судна — сопротивление с ростом скорости продолжает расти. И быстро.

А главное, сопротивление ходу нормального корабля очень сильно возрастает при волнении, в то время как суда с малой площадью ватерлинии волн почти не замечают.

Многие специалисты считают: за подобными судами — будущее. Хотя не все проблемы таких аппаратов успешно и безоговорочно решены.

Но вернёмся к новому проекту. Предназначена «Акула», главным образом, для пополнения пограничного прибрежного флота.

Но не только. «Акула» может действовать в открытом океане, базируясь на крупном корабле.

На этот случай конструкцией предусмотрено складывание пилонов и поплавков (на рисунке они — синие в рабочем положении и серые в положении для хранения). В результате ширина и высота машины уменьшается до 3,6 метра.

Кабина «Акулы» напоминает кабину истребителя, где два пилота сидят друг за другом (иллюстрация с сайта lmcuv.com).

Это очень похоже на базирование палубных истребителей, аналогичным образом складывающих крылья.

Такие катера могли бы защищать флот от атак малозаметных и быстроходных ракетных катеров или подлодок, полагают в Lockheed Martin.

Но пока компания разрабатывает «Акулу» на собственные средства, лишь рассчитывая на будущее внимание военных.

Нужно заметить, что Lockheed Martin — один из немногих последовательных сторонников постройки судов с малой площадью ватерлинии (эта известная аэрокосмическая компания занимается и морской тематикой).

Она уже не раз строила опытные суда такой схемы, в том числе, образцы, предназначавшиеся для американских ВМС. В серию ещё ничего не попало, но результаты экспериментальных машин — впечатляют.

Один из самых интересных проектов «с малой площадью ватерлинии» — судно Sea SLICE.

Это не просто катамаран с поплавками и пилонами. У него уже четыре поплавка-сигары.

Как выяснилось, такая схема даёт ещё меньшее сопротивление — волны от поплавков как-то хитро накладываются друг на друга и взаимно гасятся.

Экспериментальное судно Sea SLICE – это высокая скорость на волнах при умеренной мощности двигателей (фото с сайта marinelog.com).

Обратите внимание — винты расположены на конце первой пары поплавков. Это решение, также было продумано с точки зрения снижения сопротивления.

На испытаниях корабль Sea SLICE длиной 32 метра и шириной около 16 метров развивал приличные для водоизмещающего судна 65 километров в час, и это — при сильном волнении.

Суммарная мощность его двигателей — 13,7 тысяч лошадиных сил. Ничего особенного по меркам морских катеров.

Какие двигатели установят на «Акулу» — неизвестно. Зато сообщается любопытная деталь — позднее Lockheed Martin собирается спроектировать беспилотный вариант «Акулы». Пора говорить о зарождении нового типа оружия?



Сверхтонкие автомобили нацеливаются на толстые кошельки

12 августа 2004

Самый быстрый автомобиль начинает космический пробег

11 августа 2004

В XIX веке по подводным рельсам ходил на ногах электротрамвай

5 августа 2004

Плавающие ботинки превращают людей в водомерок

4 августа 2004

Новая технология позволяет одному лётчику управлять пятью самолётами

27 июля 2004