Staalplaat — как много в этом звуке пылесосов

Yokomono — слишком долго объяснять, что это такое, вся информация есть в статье (фото с сайта staalplaat.org).

Нет, слушать эти композиции определённо невозможно. Точнее, не понятно, кем нужно быть, и в каком состоянии, и какого опьянения, чтобы получить от этой «музыки» удовольствие. Другими словами, вы слыхали, как поют 104 стиральные машины Siemens Siwamat XL 540?

В общем, за всем этим безобразием стоит голландец Гирт-Ян Хобийн (Geert-Jan Hobijn), а рождённое им ещё в 2000 году детище именуется Staalplaat Soundsystem и, переехав из Амстердама, базируется оно ныне в Берлине.

Сам Хобийн говорит, что это — «эклектичное соединение техно-культуры со звуковой и художественной инсталляцией».

Но за этим скучным определением стоит концерт 60 пылесосов, танцы 12 полотёров, выступление 8 холодильников, 104 стиральных машин, 200 радиоприёмников и много чего другого.

В узких кругах любителей, скажем так, экспериментальной музыки Гирт-Ян — фигура известная, ведь он ещё и глава музыкального лейбла Staalplaat. Можете себе представить, какие диски выходят под его маркой, учитывая, что Хобийн в 1980-х начинал с эстетики панка и на своей шкуре прочувствовал все авангардистские традиции музыки XX-ХХI веков.

Но оставим это, поговорим лучше о тех самых инсталляциях с участием десятков и сотен единиц столь привычной бытовой техники. Ниже приведём несколько кратких описаний, с позволения сказать, перформансов Хобийна в хронологическом порядке.

12 августа 2000 года. Восемь старых холодильников предстали перед публикой, пришедшей на фестиваль Garage, проводившийся в городе Стральсунде (Stralsund).

Восемь холодильников исполняют композицию на фестивале Garage (фото с сайта staalplaat.org).

Холодильники были превращены в маленькие театры для звука и света. Проще говоря, внутрь этих гудящих чудовищ были помещены настольные лампы, прожектора, а также матричные принтеры, кухонные приборы и игрушки. Звучанием этого оркестра управлял ди-джей, наделённый пультом с четырьмя ручками настройки.

На страничке A composition for eight refrigerators легко найти видео с этой акции и послушать восемь холодильников в MP3.

8 сентября 2000 года. Площадь в центре Берлина. A Composition for 104 Washing Machines — живой концерт на открытом воздухе для 104 стиральных машин, подключённых не только к электросети, но и к водопроводу.

Концерт Siemens Siwamat XL 540 на открытом воздухе (фото с сайта staalplaat.org).

Теоретически любой мог прийти и устроить постирушку — площадка рассматривалась как место для коммуникаций между людьми.

На деле же происходила стирка ушей публики, так как в барабанах машин кувыркались нестирающиеся материалы и предметы: игрушечные инструменты, леденцы на палочке, монеты, одноразовые вилки и ложки, кубики льда, пластиковые бутылки и много чего другого.

7-18 февраля 2001 года. Германия. Международный фестиваль медиа-арта проходит в трёхэтажном Музее коммуникаций. Свою установку Хобийн специально приспособил к этому месту.

Концерт для телевизоров, радиоприёмников и принтеров в Музее коммуникаций (фото с сайта staalplaat.org).

18 телевизоров заняли самый верхний этаж, по 9 штук с каждой стороны. Этажом ниже встали 14 радиоприёмников по семеро, на первом этаже 16 принтеров, по восемь. Получилась визуально-звуковая композиция, получившая название Earitainment in Stereo.

26-30 марта 2002 года. Бельгия. Прибывшему на фестиваль Vooruit Гирт-Яну так понравился большой концертный зал, что он несколько недель спустя придумал новую концепцию.

Был построен огромный помост, на котором разместились 12 индустриальных полотёров вместе с целым диапазоном бытовой техники, вроде кофемолок, миксеров и технических инструментов.

Оркестр полотёров (фото с сайта staalplaat.org).

В то время, как полотёры, подключённые своими сетевыми шнурами где-то под потолком, исполняли на сцене хаотический танец в железных обручах, прочая техника шумела в меру своих мощностей с балконов. Видео и MP3 находится здесь.

12 октября 2002 года. Древняя больница, построенная в средние века, известная, как «Приют графини» («Hospice Comtesse»). На восьми кроватях расположились 60 пылесосов, утыканных бутылками и детскими свистульками. Несколько концертов, каждый по полчаса. Дирижировал, как обычно, сам Хобийн.

60 пылесосов на больничных койках (фото с сайта staalplaat.org).

Говорят, шумовая симфония A Composition for 60 Vacuum Cleaners дико понравилась детям, а также их родителям.

Это было не единственное выступление сосущих пыль приборов. Далее была инсталляция «Пылающие пылесосы», в которой также приняли участие 10 бензобаков.

2-8 марта 2004 года. Набережная перед новым голландским посольством в Берлине. Floating Islands: свето-звуковая установка на земле и воде для 50 пылесосов, пластиковых бутылок и иллюминации.

Плавающие «острова» и поддерживающие их 50 пылесосов (фото с сайта staalplaat.org).

Оркестр состоит из пятидесяти маленьких «островов» — флейт, сделанных из бутылок, которые закреплены на шарообразных бакенах. Пылесосы на берегу через систему шлангов подают воздух «островам», те свистят и светятся.

15-28 марта 2004 года. Фестиваль электронной музыки и аудио-арта EARATIONAL в Амстердаме. И вот здесь нужно прерваться, поскольку речь пойдёт о системе Yokomono, с которой Staalplaat Soundsystem объехали практически всю Европу. Прерваться необходимо, так как не все знают, что такое ключевой компонент инсталляции — «vinyl killers».

Итак, это японская игрушка. Она состоит из автомобильчика на 9-вольтной батарейке, который ездит по грампластинкам и проигрывает их с помощью звукоснимателя у днища.

Передающий центр системы Yokomono (фото с сайта staalplaat.org).

Сигнал машинка без проводов передаёт со своей антеннки на небольшую монофоническую колонку. Пластинки, конечно, портятся, но игрушка есть игрушка.

Хобийн сотоварищи используют в системе Yokomono сразу десять «vinyl killers» – они одновременно проигрывают разные пластинки. Собранный с колонок звук через микшерный пульт направляется более чем двумстам радиоприёмникам и магнитофонам, развешанным по всему помещению. Можете себе представить, какая это чудовищная какофония? То-то и оно.

И в заключение. К творчеству Staalplaat Soundsystem можно относиться как угодно — Гирт-Ян не скрывает, что ему абсолютно безразлично мнение аудитории. Он убеждён, что главное — это новизна, оригинальность и связанный с ними риск. Я, говорит, не работаю ради денег.



Разумные космические цветы вырабатывают пищу для людей

11 августа 2004

Bikes Against Bush: велосипед как оружие политической борьбы

15 июля 2004

Барби в миксере: перемешайте куклу в защиту свободы слова

14 июля 2004

Австралийцы собираются делать мебель из светящихся бактерий

20 мая 2004

У англичан появился интерактивный SMS-маяк

15 апреля 2004