Живое одеяло убегает от клонированных роботов-мутантов

Жутковатый двухголовый робот-пёс действительно имеет два компьютерных "мозга", каждый из которых стремится отдать телу свою команду (фото с сайта we-make-money-not-art).

Мы привыкли, что роботы, при всём своём разнообразии, выполняют полезные, а главное — ясные функции. «Скучные» манипуляторы работают на производстве, «весёлые» собачки Aibo и подобные им машины — развлекают нас. Но вот несколько художников строят роботов, назначение которых затруднительно выразить в одной фразе.

Искусство в стиле хайтек, опыты (не с этими роботами, как ни странно — с людьми), попытка выразить в металле и пластмассе свои мысли. Пожалуй, проще объяснить сверх-идею — зачем эти художники вообще строят свои причудливые механизмы.

Авторы этих проектов пытаются понять, как внедрение роботов (а заодно — и других достижений техногенной цивилизации) изменят отношения между людьми, как изменятся наша среда обитания и психологический климат.

Изыскания этих людей находятся не в области робототехники как таковой, а, скорее, в области психологии.

А ещё — они размышляют — какие можно придумать новые, необычные способы взаимодействия людей и роботов. Только кажется, что тут уже опробовано всё. А что не опробовано, то описано в фантастике.

«Девушки, не хотите погреться подо мной?» — спрашивает робот-одеяло у посетительниц выставки (фото с сайта nickstedman.banff.org).

Но как вам, к примеру, идея мягкого, доверчивого и отзывчивого одеяла, которое само находит вас, подползает и укутывает, отвечая на каждое ваше прикосновение?

Такое одеяло уже существует. Его построил канадский художник Николас Стедман (Nicholas Stedman).

Навязчивая постельная принадлежность будет пугать посетителей третьей ежегодной выставке робототехнического искусства ArtBots — Robot Talent Show, которая пройдёт с 17 по 18 сентября в Нью-Йорке.

Нужно сказать, что Стедман строил своё одеяло с 2002 года и уже показывал на публике.

Механический каркас с электроприводом встроен в мягкие подушечки… (фото с сайта futurephysical.org).

В основе робота — моторизованный каркас, похожий на осьминога, спрятанный в десятки надувных подушечек, в свою очередь, обитых мягкой тканью – собственно, одеялом.

Оно оборудовано микропроцессором и беспроводной связью с компьютером.

Вне живого одеяла устанавливается камера, обнаруживающая перемещения человека. Эти данные компьютер отсылает на одеяло, которое принимает их как руководство к действию.

Дабы навязчивый этот сервис не оказался в жизни владельца последним — одеяло снабжено 40 тактильными датчиками, способными передавать в «мозг» гибрида информацию о движениях укутываемого.

Одеяло, способное самостоятельно настичь вас – вполне может напугать, хотя автор хотел создать нечто необычное, что будет интриговать и, вместе с тем — приносить уют и удобство.

… Обит слоями ткани, чтобы превратиться в робота-одеяло (фото с сайта futurephysical.org).

А вот другая продукция техно-новаторов предназначена именно для запугивания, ну, во всяком случае — предостережения, хотя ничего особенного жуткого в ней нет.

Речь о работе французской художницы Франс Каде (France Cadet) и её проекте Dog[LAB]01.

Кадет распотрошила и перепрограммировала несколько роботов-животных, чтобы создать ряд химер.

Они производят странное впечатление. Ну, скажите, какая польза от двухголовой собаки-тянитолкая, которая топчется на месте, потому, что её головы не могут договориться — куда идти?

А собака-медуза (фактически — это робо-пёс с прозрачным корпусом)? И есть ли сокровенный смысл в роботе-собаке, снабжённой «кошачьими» усами и гибридным характером (смешанной программой), полученной комбинацией серийного софта от серийных же роботов-собак и роботов-кошек?

А какие эмоции должна донести до людей собака-корова, раскрашенная чёрно-белыми пятнышками и снабжённая рогами?

Tribot не умеет практически ничего, кроме как ползать вслепую, но и этого было достаточно для целей его авторов (фото авторов we-make-money-not-art.com).

Как ни странно, создательница этих несчастных механических животных стремилась рассказать в наглядной форме не об опасности развития робототехники, а о непредсказуемости игр человечества с биотехнологиями.

А поскольку впечатлить публику настоящим гибридом или клоном в стиле овечки Долли — было бы затруднительно — француженка выбрала такую странную форму воплощения своего «немого крика».

Как видите, ей было важнее не то, что делают роботы, а как на них реагируют люди.

С аналогичной, кстати, целью канадская художница Рия Тамазаускас (Rhya Tamasauskas) и упоминавшийся уже мистер Стедман привезли на днях в Нью-Йорк и выпустили на улицу весьма странный объект.

Их совместное творение называется Tribot (видео можно посмотреть тут).

По замыслу французского автора, это собака, которой генные инженеры добавили флуоресцентных протеинов. Пока — лишь механическая собака (фото с сайта perso.wanadoo.fr).

Безглазое создание, состоящее, собственно, из трёх ног (и больше — ничего), чудовище, не имеющее аналогов в живой природе, медленно ползало, пытаясь «социально взаимодействовать». Всё взаимодействие сводилось к возгласам нервных дамочек: «Боже, оно двигается!»

Однако авторы затеи были довольны. Наверное, им впервые удалось создать нечто совершенно бесполезное, но зато способное зондировать отношение людей к появлению на улицах новых и, главное — необычных технологий.

Глупое ребячество — как сначала кажется. Что это — пришелец (а в одном из своих вариантов машина была обита густым мехом), робот-уборщик, или сбежавший из зоопарка мутант?

Спокойно — это просто овеществлённый кусочек будущего, которое мы строим. Кто-то постарался, чтобы мы могли потрогать его уже сегодня.



Голландец сделал фонтан, показывающий курсы валют

7 сентября 2004

Аквариумные рыбки получили контроль над роботами

2 сентября 2004

Всенаправленный автомобиль зовёт к космическому общению

25 августа 2004

Staalplaat — как много в этом звуке пылесосов

25 августа 2004

Разумные космические цветы вырабатывают пищу для людей

11 августа 2004