ArtBots: искусство роботов требует внимания

«Машина самосохранения» готова защищать своего водителя руками в перчатках и ногами в сапогах (фото с сайта artbots.org).

"Показывая работы 20 художников и групп из 7 стран, это шоу празднует странное и удивительное столкновение увёртливых художников, опозоренных инженеров, высоко, низко и вообще не технологичных хакеров, учёных-жуликов, уволенных массажисток, пиротехники и индустриального шпионажа — всего, что определяет робототехническое искусство".

Таким описанием встречает гостей «Шоу талантов роботов» (ArtBots: The Robot Talent Show). Почему такое название? Оказывается, потому что роботы демонстрируют свои таланты.

Впрочем, это не традиционное «Алло, мы ищем…», а «международная художественная выставка робототехнического искусства и занимающихся искусством роботов». Выставка с забавным, как говорят организаторы, названием.

В США она прошла уже в третий раз. Для публики посещение мероприятия – всегда бесплатное. Посетителям представляют участников — это роботы, которые: рисуют, вырезают, плавают, ёрзают, жужжат, звенят, растут, блуждают, поют и так далее.

Причём форма и функция множества работ (роботов) пока «не достаточно хорошо поняты».

ArtSBots лихо разрисовывают пол (фото с сайта wired.com).

Организаторами и спонсорами (каждый художник/группа получает «зарплату» в размере $500) всего этого безобразия являются два центра университета Колумбии (Columbia University) -компьютерной музыки (CMC) и цифровых медиа (DMC). Директор ArtBots — Дуглас Репетто (Douglas Repetto). Вот что эти организаторы пишут:

«Каждый год мы обращаемся с призывом к художникам со всего света присылать нам информацию о своей работе. Никаких условий или правил для участия не существует: если вы думаете, что это — робот, и считаете, что это — искусство, мы приглашаем вас, присоединяйтесь».

Следует отметить, что ArtBots – это не соревнование, хотя по итогам каждой выставки вручаются две награды: приз зрительских симпатий («Audience Choice Award») и выбор самих художников («Artists’ Choice Award»).

Закономерный вопрос: с какой целью проводится эта выставка? Ответ простой: «Люди в разных странах работают, комбинируя искусство и робототехнику, они поднимают интересные и важные вопросы об искусстве, технологии, творчестве, ответственности, авторстве, сознании и так далее. ArtBots — наш способ обратить внимание общественности на эту работу».

Теперь об участниках ArtBots-2004. На общем фоне несомненно выделяется Self Preservation Machine — «Машина самосохранения», сделанная в 2001 году из металла, древесины, пластмассы, ткани и ковбойских сапог американцем Аароном Эрендтом (Aaron Arendt).

Self Preservation Machine готова противостоять любому агрессору (фото с сайта wired.com).

Он изучил кинетическую скульптуру, работает в Лос-Анджелесе, делает скульптуры и снимает короткометражные фильмы об экспериментальных машинах, транспортных средствах и оружии, которые могут сделать мир безопаснее.

Машина — это последняя линия защиты человечества от нарастающих угроз современного мира. Водитель находится в удобной, герметично запечатанной кабине:

«Удары кулаками и ногами защитят вас от агрессии со стороны любого мужчины, женщины, животного, стихийного бедствия или любой другой опасности, которую только можно себе представить. Правда, не проверено, может ли машина противостоять ядерному взрыву, но в теории всё должно получиться».

Другой проект, «Три слепых мыши» (Three Blind Mice), обращает на себя внимание тем, что вовлекает в себя живых существ — собственно, трёх белых мышей. Зрячих, на самом деле.

Одна из «Трёх слепых мышей» и автор проекта Ремо Кампопьяно (фото с сайта wired.com).

Они управляют тремя маленькими стеклянными «автомобилями». Авторы проекта — американцы Ремо Кампопьяно (Remo Campopiano), Гай Марсден (Guy Marsden) и Джонатан Шулл (Jonathan Schull) — считают, что водительское мастерство грызунов, едущих куда Бог пошлёт, будет по достоинству оценено зрителями. Нечто подобное мы уже видели, только на месте мышей были аквариумные рыбки.

String Ball Collector — это маленькая металлическая машина, которая едет по кругу, пытаясь железной рукой собирать в себя мячики. Иногда получается, иногда нет.

Сборщик мячиков вместе со своими успехами и неудачами (фото с сайта wired.com).

По прошествии определённого времени на полу вырисовывается картина успехов и неудач машины. Публике, глядящей на всё это, Эллен Лэйк (Ellen Lake) и Крис Грин (Chris Green) предлагают задуматься о накоплении, навязчивой идее, однообразии, ожидании и разочаровании.

Зрелищный проект получился у Брюса Шапиро (Bruce Shapiro) из Миннесоты: стальной шарик, будто бы по своей воле, катается по засыпанному песком песчаному кругу, оставляя следы, напоминающие о японском саде камней.

Конечно же, шарик движется не сам, его ведут компьютер и магниты. Установка называется Sisyphus и, по идее, должна демонстрировать тщетность бесконечного сизифова труда.

Об остальных участниках расскажем кратко. «Мысли идут по воздуху» (Thoughts go by air): несколько воздушных шаров, которые могут обмениваться информацией о своей форме и движении друг с другом, «используя энергию и присутствие человека». Короче говоря, воздушные шары, живущие в закрытом помещении какой-то своей, неведомой нам жизнью.

Вот он — сизифов труд (фото с сайта artbots.org и wired.com).

DrawBot Modding Contest and Workshop: простейшие роботы — пластиковые стаканчики с моторчиками, оснащённые фломастерами, движутся хаотично и изрисовывают поверхность. ArtSBot — это автономные роботы чуть посложнее, но занимаются они тем же самым — рисуют.

О Tribot мы уже писали, а вот о «Бионическом пне» (Bionic Log) — нет.

«Бионический пень» (фото с сайта artbots.org и wired.com).

Это робот-скульптура с телом в виде натурального деревянного чурбана. Четыре конечности двигаются благодаря пневматической системе, а сам робот должен напоминать озадаченного или раненного человека.

«Пень», кстати, имеет неожиданно витиеватое объяснение, которое для заключения статьи подходит как нельзя лучше: «Это экстраполируемое столкновение противоречивых человеческих императивов, целесообразности и сентиментальности, которое поддерживает и опровергает утешительное представление о том, что технология может решить любую проблему».



Робот-слуга возит вещи на тележке, а людей на лифте

14 сентября 2004

Живое одеяло убегает от клонированных роботов-мутантов

13 сентября 2004

Автономные роботы готовы сыграть в футбол с людьми

13 сентября 2004

Новый робот может стоять на воде

10 сентября 2004

Съев восемь мух, робот вкалывает пять суток

9 сентября 2004