Время состязаний роботов-гитаристов, о котором говорил Вертер в «Гостье из будущего», ещё не пришло. Но один нечеловеческий музыкант, владеющий подобным гитаре инструментом, как оказалось, ловко перебирает струны уже года два. И, как ни странно, эту музыку можно с удовольствием слушать.
С 2000 года в Нью-Йорке, а именно в Бруклине, работает группа художников и техников (человек 15), разрабатывающая робототехнические музыкальные инструменты.
Она называется «Лига электронно-музыкальных городских роботов» (League of Electronic Musical Urban Robots), сокращённо — LEMUR. Отцом-основателем коллектива является музыкант и инженер Эрик Сингер (Eric Singer).
О серьёзности деятельности LEMUR может свидетельствовать хотя бы список её спонсоров. Тут, помимо пары не слишком известных частных фондов (Greenwall Foundation и Jerome Foundation), присутствуют Центр цифровых искусств Harvestwork, фонд самого Рокфеллера (Rockefeller Foundation), и Совет по искусствам штата Нью-Йорк (NYSCA).
Цель группы — создание автоматизированных систем, которые исполняют музыкальные партии не на привычных человеку инструментах, а сами на себе.
Поначалу Сингер сотоварищи занимались роботами-барабанщиками, точнее — автоматизированными стучалками, хрипелками, сопелками, звенелками и трещотками. А спустя два года появился GuitarBot, на сегодняшний день, пожалуй, самый интересный инструмент в ассортименте LEMUR.
«При проектировании GuitarBot наша цель состояла в том, чтобы создать электрическую слайд-гитару, которая была бы универсальна, отзывчива, способна к быстрой и медленной игре, легка в управлении, с хорошим звучанием,а также модульной и портативной, — объясняет Сингер. — При этом мы не хотели копировать гитариста-человека».
Нужно коротко рассказать, что такое слайд-гитара, это важно для понимания устройства GuitarBot. В принципе, играть слайдом можно на любой гитаре, поскольку слайд – это такая маленькая трубка, которую музыкант надевает на палец.
И вместо того, чтобы прижимать пальцами струны к ладам грифа, гитарист водит по струнам этой трубочкой. Получаются такие скользящие звуки, собственно, slide и означает «скольжение».
Первый опытный образец робота-гитариста был оснащён одной единственной струной. Он позволил разработчикам поэкспериментировать с различными слайдами и системами для их движения. Так Сингер и его коллеги получили доказательства выполнимости концепции.
Затем эксперименты были перенесены в виртуальную плоскость: была создана трёхмерная компьютерная модель, что позволило внести в проект ряд существенных и полезных изменений.
Наконец, работа дошла до третьей, заключительной стадии — был построен инструмент из четырёх независимых друг от друга однострунных модулей, размещённых на одной стойке.
Слайд закреплён на зубчатом ремне, приводящимся в движение шкивом с сервомотором. Струну каждого модуля можно настраивать, диапазон звучания 2 октавы. От одного конца до другого слайд способен переместиться за четверть секунды.
Второй шкив в этой ременной передаче мотора не имеет, зато оснащён потенциометром, позволяющим получать позиционную обратную связь.
А щипают струну четыре медиатора на вращающемся блоке. Кроме того, используется соленоидный привод, который замыкается на струне и останавливает её вибрацию.
Каждая из четырёх «гитар» имеет свой микроконтроллер с соответствующей электроникой и программным обеспечением, получающим команды в формате MIDI, и управляет действием электромеханических компонентов.
Музыкант может играть на инструменте, используя стандартную MIDI-клавиатуру, не нуждаясь при этом в дополнительном компьютерном оборудовании или ПО.
Видимо, GuitarBot может играть и без участия человека по заданной программе, но тогда его нужно подключить к PC.
По словам Сингера, ему часто задают один и тот же вопрос: не собирается ли LEMUR своими роботами заменить музыкантов-людей. На деле же получается всё с точностью до наоборот – многие профессиональные исполнители сами проявляют интерес – хотят сыграть с роботами вместе.
Так GuitarBot уже выступал с известной скрипачкой Мари Кимура (Mari Kimura). Концерт состоялся в Японии. По его окончании зрители, вопреки ожиданиям организаторов, не захотели пообщаться ни с Сингером, ни с Кимура, а столпились вокруг робота.
В планах LEMUR — дальнейшее совершенствование GuitarBot и возможное объединение его модулей с другими роботами-инструментами. Тут и в самом деле есть, где развернуться. Подумывает Сингер и о гиманоидном роботе-гитаристе, как говорит сам художник — «Боге гитары».