Шинники из Michelin изобрели самодостаточное колесо

Один из своих концепт-каров Michelin «оголила», чтобы посетители выставки могли лучше разглядеть «переизобретённые» колёса (фото с сайта detnews.com).

Конструкторы из Франции и Швейцарии изобрели колёса, которые радикально переворачивают традиционные представления о механической связи между колесом и автомобильным кузовом.

Каждый год французская шинная компания Michelin проводит соревнования перспективных автомобилей — Challenge Bibendum.

В 2004 году оно прошло в Шанхае. В этом своеобразном форуме на открытом воздухе приняли участие примерно 150 машин, подготовленных как известными автомобильными компаниями, так и небольшими фирмами, университетами и институтами.

Как легко догадаться, всё в этом соревновании крутится вокруг экологии, а представленные машины работали на солнечной энергии, биодизельном топливе, водороде и так далее.

Сюрпризом нынешнего форума стало то, что сама компания Michelin представила экспериментальный автомобиль Hy-Light, да ещё сразу в двух экземплярах.

Оказывается, фирма занимается не только разработкой шин, но и имеет несколько научно-исследовательских центров, где изучают разнообразные перспективные автомобильные технологии.

Hy-Light имеет приличную аэродинамику. Один из привлекательных элементов дизайна — стеклянная крыша (фото с сайта psi.ch).

В создании Hy-Light французам помогали специалисты швейцарского института Поля Шеррера (Paul Scherrer Institut).

Автомобиль приводится в движение электромоторами, встроенными в передние колёса, а ток для них поставляет топливный элемент (мощность 30 киловатт) и конденсаторная батарея (дополнительная пиковая мощность 45 киловатт). Как уже привычно для таких машин, батарея заряжается при торможении, что экономит энергию.

Водород и кислород для топливного элемента хранятся в баллонах, хорошо защищённых при столкновении.

Разгон с места до 100 километров в час занимает у этой машинки 12 секунд (чему способствует низкий вес — 850 килограммов), а максимальная скорость составляет 128 километров в час.

Эти параметры не впечатляют, зато расход водорода эквивалентен двум литрам бензина на 100 километров у обычного авто.

Одной заправки хватает на 400 километров. Во многом это заслуга топливного элемента, КПД которого заявлен на уровне 60% — примерно вдвое выше, чем у ДВС.

Многие люди с радостью ездили бы на экологически чистых машинах, но с опаской глядят на баллоны с водородом (фото с сайта psi.ch).

Всё это не выходит за рамки того, что мы уже видели неоднократно, а электромоторы-колёса, к примеру, были одной из изюминок также водородного GM Autonomy, созданного ещё два года назад.

Но в творении инженеров Michelin есть изюминка, которая, кажется, ещё нигде не встречалась — в пространство внутри обода колеса они ухитрились втиснуть и всю подвеску, причём электрическую активную.

Машина может приседать и приподниматься, парировать клевки при торможении и подстраивать мягкость подвески под характер трассы.

Так что, если два года назад, рассказывая о разработке американцев, мы говорили, в каком-то смысле, об изобретении автомобиля заново, то теперь — о «переизобретении» колеса.

Снаружи колесо от Michelin выглядит обычным, а если взглянуть изнутри — открывается сложная начинка, втиснутая прямо внутрь обода (фото с сайта detnews.com).

Вынесение ряда сложных механизмов внутрь обода помогло получить больше пространства для полезного груза.

По оценке специалистов, такая машина может появиться в серийном производстве к 2020 году.

Можно долго спорить, не является ли всеобщее увлечение водородными машинами (и в частности — авто на топливных элементах) — тупиком. Вот ведь недавно англичане посчитали, что не смогут позволить себе перевести весь транспорт на водород. Элементарно — из-за нехватки электроэнергии, необходимой для его выработки.

Однако очевидно, что новая модная технология топливных элементов подстёгивает не только двигателистов, но и инженеров-подвесочников, компоновщиков и, в конечном счёте, рождает машины, отличающиеся весьма оригинальными техническими решениями и высокой эффективностью.

А эти изобретения, так или иначе, могут перекочевать и на обычные машины.

А водород… Эх, где там давно обещанный промышленный термояд?



Z-Capsule Toyota: автономные автобусы собираются в стаи

20 октября 2004

Новой посудомоечной машине не нужна вода

18 октября 2004

Самокат Segway получил вторую пару колёс и научился прыгать по холмам

12 октября 2004

NASA предлагает внедрить виртуальную реальность в кабины гражданских лайнеров

7 октября 2004

Британцы рассчитали, что не смогут перейти на водород

7 октября 2004