Бесшумная тень ползёт к врагу на электрическом брюхе

Новый автомобиль неказист с виду, но напичкан самыми современными технологиями (фото с сайта army-technology.com).

Только на днях гибридная Toyota Prius II завоевала титул автомобиль года в Европе, показав, что гибридная технология перестала быть экзотикой на дорогах. Тем временем американские морпехи завершают испытания боевого внедорожника, оснащённого гибридным приводом.

Экзотический разведывательный автомобиль «Тень» (Shadow RST-V) был создан американской компанией General Dynamics Land Systems при сотрудничестве с лабораторией боевой техники корпуса морской пехоты США и спонсорской помощи научно-исследовательского агентства Пентагона DARPA.

Аббревиатура RST-V означает Reconnaissance, Surveillance and Targeting Vehicle, то есть — транспортное средство для разведки, наблюдения и целеуказания.

Этот четырёхколёсный и четырёхместный автомобиль интересен, прежде всего, своим гибридным приводом. Причём, в отличие от гражданских серийных гибридных машин японских и американских компаний, военные выбрали последовательную схему.

В передней части Shadow установлен современный дизель: объём 2,5 литра, турбонаддув, охлаждение наддувного воздуха, общая топливная рампа, непосредственный впрыск. Его номинальная мощность составляет 114 киловатт. Дизель приводит генератор на постоянных магнитах мощностью 110 киловатт.

В каждое колесо машины встроен электромотор мощностью 50 киловатт. Максимальная скорость машины — 112 километров в час.

Нетрудно заметить, что суммарная мощность электромоторов превышает мощность генератора. Дополнительную энергию в случае необходимости поставляет комплект литиево-ионных аккумуляторов.

Их генератор заряжает при спокойном движении. Разумеется, и колёсные моторы могут выступать как генераторы, при торможении или спуске под уклон.

Ёмкость батарей составляет 20 киловатт-часов, а пиковая выходная мощность — 80 киловатт.

Выдвинув камеры на высокой мачте, «Тень» может незаметно вести разведку (фото с сайта army-technology.com).

Применение гибридного привода на гражданских машинах понятно: экономия топлива — вещь хорошая. Но ведь, вроде бы, военные никогда расходы на войну особо не считали?

Оказывается, и здесь экономия важна. Во-первых, она позволяет машине дольше работать на одной заправке. Для Shadow этот параметр составляет 758 километров, при баке ёмкостью всего 95 литров. Неплохо для военного джипа.

Во-вторых, экономия может оказаться критической в условиях перебоев с поставками топлива из тыла.

В-третьих, затраты на манёвры, учения и даже войну — всё же считают. Во всяком случае, американские военные с гордостью сообщают, что за один месяц типичной расширенной разведывательной миссии один такой автомобиль потратит 200 килограммов топлива, в то время как Humvee — 472 килограмма.

Из гибридного привода военные извлекли ещё несколько выгод. Внутренний объём в салоне у этой машины такой же, как у «Хаммера» в то время, как внешние габариты — меньше. Ведь громоздкой механической трансмиссии тут вообще нет. А это важно не только для транспортировки, но и для выживаемости на поле боя.

Двигаться машина может и при поломке дизеля (если остался запас энергии в батареях), и даже при поломке трёх электромоторов из четырёх. А это опять-таки — преимущество в плане выживаемости в бою.

О высоте машины нужно сказать особо. Благодаря пневмоподвеске на всех колёсах, положение кузова может меняться в широких пределах, комбинируя высокую проходимость (когда нужно) с малой заметностью.

Возможность «приседать» почти до земли пригодится во многих ситуациях (фото с сайта army-technology.com).

Минимальный дорожный просвет может быть уменьшен до 10 сантиметров. Но так как никаких выступающих частей, валов и тому подобное, под днищем нет, а само днище выгнуто дугой в центре — даже в таком положении машина может подползать к противнику.

Тут и пригодится ещё одно преимущество гибридного привода — возможность движения только на аккумуляторах (пробег на полной зарядке — 32 километра). При этом шум от машины почти исчезает, так же, как и её тепловой след.

Кстати, возможность приседать поможет этой машине втиснуться в грузовой отсек боевого самолёта вертикального взлёта (конвертоплана) V-22, стоящего на вооружении морской пехоты США, в который обычный тяжёлый внедорожник не помещается.

Вообще же, «Тень» может двигаться на любом сочетании источников энергии: на ДВС и батареях, только на ДВС (сохраняя заряд аккумуляторов про запас) или, как мы уже сказали, только на батареях.

Благодаря алюминиевому корпусу (с дополнительными элементами бронирования, устанавливаемыми в зависимости от задачи), машина имеет сравнительно низкую массу, что облегчает её транспортировку различными моделями вертолётов и транспортных самолётов.

Как и положено наследнику «Хаммера» (а, видимо, такую роль прочат «Тени» её создатели), машина может быть оборудована для выполнения самых разных миссий: передовое охранение, передовой контроль воздушной обстановки, разведка, санитарная машина, ПВО, курьерские задачи, противотанковое средство, мобильный миномёт, наконец — мобильный командный или связной пункт.

Соответственно, машина может комплектоваться пулемётами различного калибра, гранатомётами, миномётом или пусковыми установками противотанковых ракет.

На испытательной трассе Shadow показал высокую скорость (фото с сайта gizmo.com.au).

Гораздо интереснее, впрочем, «глаза» машины. Основное оборудование размещено на вершине выдвижной (длина 3 метра) мачты.

Это, к примеру, телевизионные системы наблюдения, действующие в видимом и инфракрасном спектрах, лазерный дальномер и целеуказатель, радарные и лазерные предупреждающие датчики.

Компьютеризированная система обработки данных, спутниковая навигация и инерционная система навигации, электронный компас, коротковолновые и спутниковые коммуникации дополняют этот набор.

Сейчас несколько экземпляров «Теней» завершают испытания, а в 2005 году программа должна вступить в следующую фазу.

Судьба машины, видимо, должна быть счастливая. Ведь при всех своих достоинствах в экономичности и скрытности этот автомобиль получился ещё и проворным.

На одном из военных полигонов он установил рекорд прохождения внедорожной трассы — 13 минут 50 секунд. Прежний рекорд составлял 32 минуты.



Гибридная Toyota признана в Европе автомобилем 2005 года

16 ноября 2004

Скоростной поезд на гусиных перьях подражает эритроцитам

15 ноября 2004

Летающие такси Jetpod появятся в Лондоне через 4 минуты

10 ноября 2004

Англичанин изобрёл снежный скутер и новый вид спорта

9 ноября 2004

Шинники из Michelin изобрели самодостаточное колесо

27 октября 2004