Автомобиль Sequel переводит новый водород в старую плоскость

Sequel — это новая водородная начинка, помещённая в хорошо известную плоскость, то есть — платформу (фото с сайта nytimes.com).

"Это наш самый существенный шаг в переизобретении автомобиля", — слова Рика Вэгонира (Rick Wagoner), президента General Motors, детройтский автосалон, 2005. Кажется, фраза эта очень нам знакома. Она уже звучала два с лишним года назад. Почему же компания опять заявляет о «переизобретении переизобретённого»?

На североамериканском международном автошоу (North American International Auto Show), идущем сейчас в автомобильной столице США, компания General Motors представила одну из самых ярких новинок — концепт-кар «Продолжение» (Sequel).

Правда, при ближайшем рассмотрении видно, что основная идея машины — это развитие давно известного AUTOnomy и более позднего Hy-Wire.

Напомним, их главная особенностью является сверхплоская платформа, своего рода скейтборд, в которую втиснуты баллоны с водородом, топливные элементы и вся необходимая электроника, равно как и подвеска с системой управления.

Кузов (в принципе — сменный) просто ставится сверху на крепления, а руль и педали соединяются с платформой электрическими разъёмами. Всё управление — по проводам.

Таков и пятиметровый Sequel, в полном соответствии с именем являющийся продолжением давней идеи.

Лари Барнс (Larry Burns), вице-президент GM представляет платформу Sequel (фото с сайта nytimes.com).

Но GM преисполнена оптимизма в отношении развития этой технологии. Ведь новинка — это первый автомобиль на топливных элементах, который обладает динамикой и дальностью пробега, не уступающим таковым у обычных мощных легковушек.

Батарея топливных элементов по сравнению с Hy-Wire прибавила в мощности 25% при большем КПД.

Главный инженер проекта Sequel Крис Боррони-Бёрд (Chris Borroni-Bird) считает, что массовые автомобили вполне могут действительно стать «зелёными» (фото с сайта nytimes.com).

Наряду с новыми баллонами это позволило увеличить пробег на одной заправке до 480 километров.

А время разгона с нуля до ста километров в час не превышает 10 секунд.

О максимальной скорости ничего не сообщается, но известно, что мощность топливных элементов составляет 73 киловатта.

Новая система охлаждения топливных элементов позволяет машине работать в более жарком климате, чем моги выдержать предшественники.

И система забора воздуха более лёгкая, эффективная и бесшумная, чем на предыдущих водородных концептах GM.

Бортовая система высокого напряжения поставляет этот поток энергии электромоторам в колёсах и климатической установке, другим энергоёмким узлам.

Интересно, что в машине есть и дополнительные 42-вольтовая и 12-вольтовая электрические системы для маломощной электроники, освещения и звукового сигнала.

Интерьер Sequel (фото с сайта gm.com).

Sequel является также и гибридом. У него есть большая (65 килограммов) литиево-ионная батарея, а тяговые двигатели могут возвращать энергию при торможении.

Нужно добавить, что пиковая выходная мощность аккумуляторной батареи достигает 65 киловатт. Так что суммарный запас мощности машины весьма велик.

Рекордная «дальность полёта» машины достигнута, в том числе, и благодаря новым композитным углеродным баллонам, которые вмещают 8 килограммов сжатого водорода при давлении 700 атмосфер (оба параметра вдвое выше, чем у предыдущих моделей).

Кстати, в создании отдельных узлов автомобиля (батареи, баллоны, топливные элементы и так далее) принимали участие германские, французские и японские компании. Получилось очень привлекательно.

Схема платформы Sequel. Жёлтый цвет — литий-ионные аккумуляторы, зелёный — батарея топливных элементов, коричневый — баллоны с водородом (иллюстрация с сайта gm.com).

Это тот случай, когда количество переходит в качество. Машина на топливных элементах перестаёт быть просто «зелёной», но становится ещё и практичной.

Разумеется, только если бы её можно было производить серийно по приемлемой цене, а не за сотни тысяч долларов. И если водородные заправки станут такими же привычными, как бензиновые. А пока мы имеем лишь очередной концепт.

Но инженеры говорят, что Sequel — это дальнейший шаг в заявленной GM цели — коммерциализации авто на топливных элементах к 2010 году. Эту цель некоторые конкуренты характеризуют как нереалистичную, хотя, заметим, мелкосерийные авто на топливных элементах в мире уже существуют.

Но это — крошечные «малолитражки», если понятие литраж можно применять к машине без традиционного двигателя. Они «погоды не делают».

Многие эксперты полагают, что самое большое, что мы сейчас можем сделать для природы — это сократить расход топлива и выброс вредных веществ у бензиновых авто. Хотя бы за счёт распространения гибридомобилей.

Тем временем GM идёт по намеченной дорожке и заявляет, что в течение пяти следующих лет покажет «Продолжение» очередного поколения.

Одновременно фирма объявила, что заключила соглашение с американской Национальной лабораторией Сандия (Sandia National Laboratories) о 4-летней программе на $10 миллионов по разработке и испытаниям гидридных ёмкостей для хранения водорода.

Напомним, в них водород «растворяется» в кристаллической решётке металлов, чем достигается неплохая плотность упаковки и безопасность хранения.

Марк Циммерман (Mark Zimmerman) из Sandia экспериментирует с новыми гидридами в рамках совместного с GM проекта (фото с сайта sciencedaily.com).

Такие системы хранения водорода на автомобиле теоретически известны давно, но желаемых параметров (ёмкость, цена, затраты энергии на подогрев, необходимый для извлечения водорода) исследователи во всём мире так и не достигли.

Возможно, прорыв совершит союз GM и известной атомной лаборатории, которые решили опробовать необычный «гибридный» гидрид алюминия-натрия, названный Аланэйт (Alanate).

10 лет назад Джек Смит (Jack Smith), тогдашний глава GM, заявил, что автомобили на аккумуляторах (так сказать «просто» электромобили) станут выгодными для потребителей меньше, чем через 10 лет.

Сейчас компания оставила свою программу по разработке таких машин, хотя в мире электромобили уже продаются, пусть очень малым «тиражом», пусть даже это лишь небольшие автомобильчики, либо, напротив — дорогие спортивные машины.

Что будет через пять или десять лет с водородными авто — сказать сложно. Надеемся, что компания не допустит второго публичного промаха.



Кочегары паровоза Inspiration атакуют мировой рекорд скорости

29 декабря 2004

Prius II стал самым быстрым гибридомобилем

27 декабря 2004

Израильский летающий автомобиль делает успехи

23 декабря 2004

Smart Surface: дамские сумочки и автомобили светят по-умному

22 декабря 2004

Панда просит не покупать треску, тигров и кактусы на Рождество

21 декабря 2004