Неклонируемый человек не произошёл от неклонируемой обезьяны

Именно с такими обезьянами — макаками-резус не выходит клонирование у Джеральда Шаттена. А вот эту по имени Tetra, группа Шаттена «клонировала» ещё в 2000 году по технологии с элементами искусственного оплодотворения (фото BBC).

"Учёные утверждают: клонирование человека невозможно". Вы наверняка видели этот заголовок. От такого яркого заглавия любому журналисту трудно отказаться. Правда, учёные «утверждают» не про людей, а про обезьян, но какая разница, правда?

Не подумайте, что мы будем настаивать на обратном и бить себя в грудь, мол, клонирование человека вполне реально. Нет. Просто разобраться хочется, а то невозможно-невозможно. Откуда ноги растут у заявления столь глобального?

А случилось вот что: группа американских исследователей из университета Питтсбурга (University of Pittsburgh) под руководством профессора Джеральда Шаттена (Gerald Schatten) через журнал Science сообщила, что у них не получается клонировать обезьян.

Притом, что овечка Долли появилась с 277-й попытки, у группы Шаттена с обезьянами вообще беда: 724 раза пытались они клонировать макак-резус, а вышло всего-навсего 33 эмбриона, не переросших в беременность.

Профессор Джеральд Шаттен.

А всё из-за фундаментального молекулярного препятствия: клонированные клетки приматов не делятся должным образом, что становится причиной суматошного соединения хромосом, при котором беременность не может даже начаться.

«Для многих людей, так или иначе связанных с клонированием, это будет большим сюрпризом, — рассказал Шаттен. — Наша работа показала, что в процессе есть выбоина. Теперь мы знаем глубину и ширину этой выбоины и разрабатываем стратегии, как её обойти».

Так и сказал — выбоина, ну или рытвина — понимаете? Не кирпичная стена, не невозможно, а так — углубление, встретившееся на пути. В процессе клонирования макак заметьте. И обходить собираются.

На этой фотомикрографии специалист наверное увидит дефекты клетки макаки (фото Science).

Что это за выбоина. Дело в том, что учёные из Питтсбурга использовали ту же технологию, по которой создавали достопамятную овечку: берётся неоплодотворённая яйцеклетка, из неё удаляют генетический материал, содержащий наследственную информацию, в том числе ядро, и внедряют ДНК того, кто собственно и будет клонирован.

Далее клетки должны делиться, но чтобы образовался жизнеспособный эмбрион, хромосомы должны выстроиться в определённую структуру.

По такой технологии с 1997 года клонировали коров, свиней, мышей, козлов и кота. Многие из них, подобно Долли, умерли, другие родились с дефектами. По разным оценкам, более-менее живучими получается чуть больше 2% клонированных животных.

Беспорядок в обезьяньей клетке, возникший при попытке клонирования (фото Science).

Эту технику уже давно критикуют, говорят, что её надо серьёзно совершенствовать. Поэтому «большим сюрпризом» неудача с клонированием макак на самом деле не является. Другое дело, что таких сложностей (всё-таки 724 попытки) с клонированием животных пока не возникало.

И многие учёные подтвердили: результаты работы Шаттена не говорят о том, что клонирование людей или обезьян невозможно. Просто необходим новый подход, отличный от методов, используемых для других животных.

Да и сами «клонмейкеры» довольно сдержанно комментируют плохие, казалось бы, новости из Питтсбурга.

По словам биолога Роберта Ланзы (Robert Lanza) из компании Advanced Cell Technology, которая первой объявила о появлении человеческого эмбриона путём клонирования, ещё в 1997 году исследователи в Орегоне были способны брать клетки эмбриона обезьян и создавать пару идентичных особей.

2 марта 1997 года этой иллюстрацией CNN сопроводила новость об успешном клонировании двух обезьян.

Кстати, об этом в своё время сообщала CNN. Правда, это было клонирование в кавычках, поскольку технология была комбинированная. С элементами искусственного оплодотворения.

Так вот, по мнению Ланзы, клонирование взрослой обезьяны является технически выполнимым: «Результаты группы Шаттена меня не убедили. Я бы тысячу раз подумал прежде чем делать такие громкие выводы, основываясь на этой предварительной работе. Во время моих собственных попыток клонировать разных животных было много препятствий, но я сумел их преодолеть».

Вот как клонировали обезьян в 1997 году. Берётся 8-клеточный эмбион, разделяется на отдельные клетки, две клетки вводятся пипеткой в неоплодотворённую яйцеклетку. Получается эмбрион из 2 клеток. Затем постепенно образуются четыре двуклеточных эмбриона. Затем количество клеток в эмбрионах увеличивается делением...

Само собой, нашлись и пессимисты, которые тут же заговорили об угрозе для терапевтического клонирования, на которое возлагаются большие надежды. Естественно, они же заявили, что ожидать клона человека в ближайшее время бессмысленно.

Тем временем, как-то подзатихли потомки инопланетян из Clonaid. Показали маловразумительное фото, говорят, третий по счёту клон человека. Доказательств как не было, так и нет.

Эмбрион превращается в зародыша. Потом рождается обезьянка, всё (фотосерия ABC News).

Но вот Панайотис Завос (Panayiotis Zavos) что-то там говорил недавно про клонированный в терапевтических целях эмбрион, и Северино Антинори (Severino Antinori) время от времени выступает. Скорее всего, это так, чтоб не забыли, а верить или не верить им все уже устали: «нет ножек — нет мультиков».

В общем, клонирование как было возможным и невозможным одновременно, так и осталось: рано радоваться и успокаиваться противникам, ни к чему огорчаться сторонникам. А то, что СМИ пишут «неосуществимо клонирование человека и других приматов» — даже обидно. Или мы уже эти, обезьяны?

70% американцев одобряют клонирование человека