Citroen-компьютер не имеет связи между рулём и колёсами

«По проводам» – надпись на машине раскрывает её уникальное отличие от собратьев (фото с сайта gizmo.com.au).

Полное устранение механической связи между всеми органами управления автомобилем и его колёсами сулит массу преимуществ. Только страшно отказываться от такой связи. Психологически трудно ездить «верхом на компьютере».

Очередной опыт с полным управлением по проводам предприняла компания Citroen. Её версия этой передовой технологии носит название X-by-Wire.

Сразу нужно вспомнить, что полное электронное управление, без какой бы то ни было прямой связи педалей и руля с соответствующими исполнительными механизмами мы уже видели на американском автомобиле AUTOnomy и его последующих версиях.

Но, роскошные концепт-кары, призванные поражать воображение публики на автосалонах – это одно, а комплект для переделки серийной легковушки – нечто совсем иное.

У поклонников «навороченной» начинки должно засосать под ложечкой – французы превратили в полностью управляемый компьютером свой Citroen C5.

Педалей в нём нет вообще, а многофункциональный руль не имеет рулевого вала и никак не связан с колёсами.

Под рулевым колесом стоит только электронный датчик, скармливающий компьютеру данные об угле поворота «баранки» и положении управляющих лепестков, расположенных справа и слева, плюс сигналы с дополнительных кнопок.

Лепестки заменяют в этой машине педали газа и тормоза. Например, нажатие на них вызывает торможение, причём ответная реакция пластин и их прогрессивное сопротивление нажатию позволяют интуитивно выбирать интенсивность торможения.

Электрическая тормозная система выполняет команды компьютера. Он, разумеется, играет и роль антиблокировочной системы. Есть тут и круиз-контроль.

Поскольку здесь не имеется прямой связи руля и рулевого механизма, компьютер может выбирать любое соотношение между углом поворота руля и колёс – в зависимости от исходных настроек, выбранных водителем (более чуткое, спортивное, или более «расслабленное» управление), а также – в зависимости от скорости движения.

Например, при парковке больше не нужно вращать руль на три-четыре оборота. На низкой скорости управление делается очень чувствительным.

Естественно, усилие на руле при этом остаётся низким. Поскольку исполнительный механизм рулевого управления (электрический) работает сам по себе, а человек лишь указывает ему – куда рулить.

Так выглядит рулевое колесо необычного C5 (фото с сайта gizmo.com.au).

О безопасности новой системы – разговор особый.

Плюсы здесь такие: водитель лучше концентрируется на дороге, управляя машиной лишь одними ладонями и кончиками пальцев, и даже не перекладывая руки на руле.

Также человек быстрее начинает тормозить при появлении опасности (исчезает время, которое требуется для переноса ноги с педали газа на педаль тормоза – в обычной машине).

В случае столкновения модифицированный автомобиль снижает риск ранения водителя – за счёт устранения травмоопасных рулевого вала и педального узла.

К этому нужно добавить упрощение сборки машины и большую свободу инженеров в компоновке её узлов.

Минус же один. Психологически трудно положиться на надёжность электроники и привыкнуть к автомобилю, в котором нет никакой прямой связи не только между педалью тормоза и колёсными тормозами, но и между рулём и колёсами.

Вероятно, должно ещё пройти какое-то время, за которое автостроители обязаны убедить публику в безотказности такой системы, прежде, чем водители начнут наслаждаться её положительными сторонами.

Однако выбор серийного автомобиля для демонстрации технологии намекает на то, что промышленники уже готовы ринуться в этот бой.



Автомобили Nissan научились видеть себя со стороны

28 июня 2005

Скоростной поезд приступил к испытаниям своих ушей

27 июня 2005

Крупный седан пересёк всю Австралию на сотне литров горючего

27 июня 2005

Тысячи микрофонов будут ловить сбившиеся с курса самолёты

27 июня 2005

Взломанные Toyota проезжают 77 километров на одном литре бензина

27 июня 2005