Аэродром-призрак принимает вымышленные самолёты

NASA FutureFlight Central — единственный в мире полный симулятор аэропорта (фото с сайта nasa.gov).

Этот аэродром NASA не нанесён ни на одну карту. Но ежедневно принимает десятки и сотни авиарейсов. Его нельзя разглядеть со спутника, хотя он насчитывает десятки больших зданий. Это аэропорт-призрак. Точнее — единственный в мире полный симулятор аэропорта.

С 8 по 9 сентября 2005 года эксперты из NASA, американского Федерального авиационного агентства США (FAA) и национальных аэропортов проведут симпозиум по планированию аэропортов будущего – NASA/Industry Airport Planning Workshop.

Очевидно, задача создания удобного и оптимального во всех отношениях аэропорта сродни разработке небольшого города или даже проектированию микросхемы. Одними архитектурными планами тут не обойтись, ведь учесть все мыслимые варианты ситуаций, которые могут произойти здесь – невозможно.

Прилёты и вылеты, обработка грузов, управление всем хозяйством «воздушных ворот»… Кажется, что только вживую можно выяснить все слабые места любого аэропорта.

Из этих ингредиентов последовательно собирается полная модель любого аэропорта (фото с сайта simlabs.arc.nasa.gov).

Но участники симпозиума будут обсуждать не только реальные «воздушные гавани».

Ключевым средством в разработке аэропортов будущего, так же, как и в совершенствовании аэропортов существующих, является суперсимулятор, принадлежащий NASA.

Это «Центральное бюро полётов будущего» (FutureFlight Central), расположенное в исследовательском центре Эймса (Ames Research Center).

В мире нет ничего похожего – в компьютерной среде здесь моделируются фактически все аспекты работы большого аэропорта.

И хотя симулятор этот не нов, он постоянно совершенствуется, а уж загружен — на полную катушку.

Так, недавно специалисты центра выполняли работу по отработке деталей перспективной национальной системы управления воздушным движением, учитывающей все виды транспорта, который только может находиться над территорией страны – от маленьких беспилотных самолётиков воздушного наблюдения, до аэробусов и даже аэрокосмической техники.

«Пилот» и его «авиалайнер» (фото с сайта simlabs.arc.nasa.gov).

Тут же будут учитываться рейсы многочисленных небольших самолётов, как частных, так и массовых «воздушных такси». Тех, что разрабатываются в рамках масштабных проектов, вроде программы SATS.

Потому стоит посмотреть на этот виртуальный аэропорт поближе.

Прежде всего, обращает на себя внимание «башня управления», имитирующая полный (360 градусов) вид с главной башни аэропорта и всё оборудование, которое установлено в таких башнях.

Системы контроля, как и положено в настоящем аэропорте, записывают картинки с камер в поле, происходящее в башне управления и показания радара (фото с сайта simlabs.arc.nasa.gov).

Для находящихся внутри всё выглядит вполне реально – вид из окон точно совпадает с настоящим и выполнен в полном 3D.

Но какой именно вид? Изюминка симулятора в том, что он может показать инженерам и архитекторам (либо настоящим авиадиспетчерам, которые часто тренируются здесь) как фантастический вид на несуществующий пока аэропорт, так и вид на совершенно реальный, конкретный аэропорт.

Как это делается? В компьютер закладывают снимки местности со спутника, более детальные кадры, снятые с самолёта, а также – чертёжи всех сооружений аэропорта в AutoCAD.

Машина преобразует всё это в объёмный вид местности.

При этом подвижные модели самолётов, которые прилетают и улетают из аэропорта (такие же 3D-модели) – это самостоятельные симуляторы, каждым из которых управляет живой пилот (с отдельного компьютера или даже полноценного симулятора кабины лайнера).

Вариант соединения симулятора аэропорта с симулятором кабины – пилоты «взаправду» летают, диспетчеры «взаправду» управляют. Вся физика полёта соблюдается неукоснительно, как и работа аэродромных систем (фото с сайта simlabs.arc.nasa.gov).

Симулятор самолёта отрабатывает десятки различных параметров как его полёта, так и рулёжки по полосам аэродрома.

Виртуальный cамолёт может даже включать навигационные огни, заправляться, принимать виртуальных пассажиров и так далее.

В свою очередь, диспетчеры, сидящие в башне управления, получают всю информацию от виртуальных локаторов и видеокамер наблюдения, ведут радиопереговоры с пилотами, техниками на поле, отслеживают перемещение грузов по аэродрому, работу тягачей и заправщиков...

Слева: частный самолёт вертикального взлёта заходит на посадку. Справа: вид с воздуха позволяет оптимизировать расположение зданий и пути перемещения техники по земле (фото с сайта simlabs.arc.nasa.gov).

Словом, почти все аспекты жизни аэропорта воспроизводятся с высокой достоверностью и в реальном времени.

Так что и специалисты реального аэродрома, и планировщики аэродрома ещё не построенного, могут перемещать те или иные здания, технику, произвольно менять процедуры управления воздушным потоком, режимы работы оборудования. И смотреть – что же из этого получается.

Ну, а если какой-нибудь самолёт «разобьётся» – не беда. Это ведь почти «Матрица». Перезагрузка и революция. В авиационном транспорте.



Японцы создали модель убийственного цунами

29 июня 2005

Виртуализация города берёт: с 3D-моделью легко в бою

5 мая 2005

Виртуальное питьё: невидимые напитки упираются, направляясь в рот

4 мая 2005

Роботы-младенцы пугают детей по ночам

16 марта 2005

Летать на суперлайнере A380 пилотов научит лучший в мире тренажёр

21 января 2005