Межконтинентальный дирижабль нашёл будущих родителей

SkyFreighter – «Небесное грузовое судно». Существует только на картинках, но хочет быть военным дирижаблем «Морж» (иллюстрация с сайта millenniumairship.com).

Огроменный воздушный корабль, готовый за несколько дней перебросить почти в любую точку мира 2-тысячную армию с военной техникой — стал ближе к реальности. Пентагон заключил контракты с двумя подрядчиками, которые взялись за проработку концепции транспортного дирижабля-гиганта.

Речь идёт о проекте агентства DARPA под названием «Морж» (Walrus). С тех пор, как мы его расписали во всех известных на тот момент подробностях, прошёл 1 год ровно. Поэтому коротко напомним, в чём суть этой программы, тем более, что некоторые детали уточнены.

Военные нуждаются в воздушном судне (Walrus operational vehicle — OV), способном за приемлемую цену перенести 500 тонн полезного груза (в том числе – 1,8 тысячи бойцов) на расстояние 22 тысячи километров менее чем за 7 суток. Бойцы должны участвовать в бою через 6 часов после высадки с судна.

Сам корабль задумывается как «трифибия»(«tri-phibian»). Это означает, что судно должно одинаково комфортно чувствовать себя в воздухе, на земле и на воде.

Притом, что «Морж» должен вобрать в себя ряд экспериментальных технологических новинок и, быть может, сам стать отправной точкой для некоторых изобретений – он не имеет права требовать строительства специальной инфраструктуры и переделки уже существующей.

Это эскиз военного дирижабля от корпорации Aeros Aeronautical Systems, получившей $3-миллионый контракт от Пентагона (иллюстрация с сайта aerosml.com).

И вот в последние дни лета DARPA сообщило (PDF-документ, 30 килобайт) об отборе исполнителей для первой фазы проекта.

Lockheed Martin выделено немногим меньше $3 миллионов, а мало кому известной корпорации Aeros Aeronautical Systems — $3,3 миллиона.

SkyFreighter, как и положено «Моржу» приспособлен для посадки на воду (иллюстрация с сайта millenniumairship.com).

Понятно, что этим фирмам выделены не только деньги — им дано 12 месяцев на аналитические и другие исследования с целью определить, какая концепция проекта отвечает всем предъявленным требованиям, и оценить все риски.

Но это не означает одну лишь бумажную волокиту: в августе-сентябре 2006-го двое подрядчиков должны представить агентству готовые проекты вкупе с демонстраторами перспективных технологий (Advanced Technology Demonstration — ATD), то есть, выкатить какие-то прототипы воздушного судна, модели и макеты.

Фирма Millenium Airship тоже рада возить танки, но военные не проявляют интереса к её концепции (иллюстрация с сайта millenniumairship.com).

Какая из двух презентаций произведёт на DARPA наиболее глубокое впечатление – та и выйдет во второй тур, в трёхлетнюю Фазу II, которая уже будет включать в себя демонстрацию полёта прототипа дирижабля.

Если же обе концепции покажутся специалистам агентства нежизнеспособными, программа «Морж» будет свёрнута к чёртовой матери (это, впрочем, может произойти и на любом последующем этапе).

Заметим, что корпорация Aeros в дирижаблестроении – не новичок, да и гиганту Lockheed Martin, одному из главных поставщиков Пентагона, в данной области опыта не занимать. Любопытно будет взглянуть на их «Моржей», если, конечно, нам их покажут.

Трудно поверить, что в воздухе будет летать такое. Но, как известно, нет ничего невозможного (иллюстрация с сайта millenniumairship.com).

Между тем, на фоне продвижения проекта Walrus всплыло название небольшой фирмы с громким названием Millenium Airship, которая и рада бы бочком-бочком пристроиться к программе DARPA, да никто её там видеть пока не хочет.

«На встрече в Пентагоне, организованной объединённым комитетом начальников штабов в апреле 2001 года, было выражено желание увидеть демонстрацию нашего прототипа SkyFreighter, — сообщает фирма. — Мы верим в этот воздушный корабль, в уникальные возможности, которые он предоставит нашим вооружённым силам. Свои предложения мы отправили DARPA по почте 30 марта».

И вот прошло четыре года, а от агентства, стало быть, ни ответа, ни привета. Но Millenium Airship не унывает и, всё же рассчитывая на военных, нацеливается на коммерческий сектор.

По замыслу DARPA, «Морж» не будет требовать ангара для хранения. Но компания Millenium Airship ангар всё-таки нарисовала (иллюстрация с сайта millenniumairship.com).

«SkyFreighter может транспортировать негабаритные грузы необычно крупного размера на скоростях до 160 километров в час на расстояния до 9,5 тысяч километров без дозаправки, — зазывает фирма инвесторов. — Наши воздушные суда могут быть представлены в четырёх категориях по грузоподъёмности: 50, 150, 300 и 500 тонн».

Millenium Airship утверждает, что её SkyFreighter заполняет собой нишу между морскими судами (идут медленно, зато грузов больше) и самолётами (они быстрее, но ограничены в тоннаже и размере груза).

«Ожидается, что коммерческий проект судна опытного образца стартует в конце лета 2005», — сообщила компания и с апреля затихла. Может, воспрянет ещё. Зря, что ли, картинки красивые рисовали и спецификации сочиняли? Да, у руководства стаж в авиации по 20-30 лет.



Новый беспилотный самолёт носится по городу как чайка

24 августа 2005

Беспилотные жуки и скауты нависают над угрозой терроризма

11 августа 2005

Гараж монстров породил летающий кабриолет Красного Барона

1 августа 2005

Вертолёт-робот впервые отстрелялся по целям

27 июля 2005

На сверхзвук с прямым крылом: бизнес полетит безударно

4 июля 2005