Патрульный ультрамобиль забронировал экипаж в раковине

Пикап Ford F-350, на базе которого это построено, стоит от $24 тысяч. Думается, цена ULTRA AP выше во много-много раз (фото U. S. Navy/John F. Williams).

Кабина у этого броневика прямо-таки космическая: причудливое остекление неизбежно вызывает «звёздные» ассоциации. Но преимущества данного транспортного средства, конечно же, совсем не в этом. Авторы проекта хвастаются усовершенствованиями по двух ключевым направлениям: живучести и безопасности в работе.

Кое-кто уже поспешил заявить, что этот грозный автомобиль заменит Humvee.

Такого решения пока никто не принимал. ULTRA AP — это всего лишь концепция «машины боевой», демонстрируемая 13-15 сентября на выставке передовых военных технологии в Виржинии (Modern Day Marine Expo).

Приставка «AP» вовсе не отсылает нас к информагентству Associated Press, а расшифровывается как «бронированный патруль» (Armored Patrol).

Разработкой ULTRA занимались специалисты технологического института Джорджии (GTRI), управления военно-морских исследований США (Office of Naval Research — ONR) и инженеры из ассоциации автогонщиков NASCAR. Как видите, создание ULTRA AP объединило военных, гражданских учёных и инженеров.

В чём-то броневик действительно соответствует своему «ультра-названию» (фото U. S. Navy/John F. Williams).

За основу был взят «скелет» серийного грузовичка – дизельного пикапа Ford F-350 — и в этом есть смысл:

«Мы решили использовать имеющееся в продаже транспортное средство потому, что у него уже по умолчанию есть масса достоинств, — объяснил инженер GTRI Гэри Кэйлл (Gary Caille). — Автомобильная индустрия потратила кучу денег на безопасность шасси и прочее, так что мы спокойно можем работать с этой машиной».

Теперь о живучести. Создатели ULTRA AP понимают её как максимальную защиту находящихся в броневике людей. С этой целью в GTRI, прежде всего, была разработана новая броня — «лёгкая и рентабельная» — которая способна обеспечить «круговую» защиту экипажа.

«Сейфовая» дверца поднимается, и на входе нас встречает пассажирское сиденье (фото U. S. Navy/John F. Williams).

Он находится в «бронированной раковине», которая отклоняет взрывную волну и действует как защитная дуга или клетка, если машина переворачивается.

Также четверых «обитателей» транспортного средства иначе рассадили: отказавшись от традиционной конфигурации «два плюс два», инженеры применили «алмазное расположение».

Все сиденья находятся между колёс (при взрыве мины чем дальше от колёс – тем лучше) и смотрят на все четыре стороны. По идее, это улучшило обзор.

Сколько управление военно-морских исследований вложило в это денег — секрет (фото U. S. Navy/John F. Williams).

Что касается «беспрецедентного уровня мобильности и безопасности в эксплуатации», то здесь ставка сделана на бортовые компьютеры и передовые технологии.

Система ночного видения, радары, контроль стабильности, антиблокировка тормозов, круиз-контроль и тому подобное названы одним словом «e-safety». Всё это сделало ULTRA AP, по словам его строителей, самым «продвинутым» транспортным средством вооружённых сил.

Ожидается, что после выставки в Виржинии управление военно-морских исследований будет в состоянии оценить броневик и решить, что с ним делать дальше, и делать ли.

Причём на долгие раздумья у ONR времени нет: внутри Humvee за два года операции в Ираке погибло более 350 солдат, и Пентагону срочно требуется эффективный заменитель этого джипа.

С левой стороны рисунка — «бронированная ракушка» для экипажа, видно расположение сидений. Справа в углу показано, что броня состоит из 5 слоёв: 1- материал Linex плюс краска (внешняя сторона корпуса), 2 — алюминий, 3 – композит алюминий-полимер, 4 – сталь, 5 – снова Linex (иллюстрация Scott Badenoch/GTRI с сайта defensereview.com).

Если б не война в Ираке, с преемником родившегося в 1970-х Humvee можно было бы подождать до середины следующего десятилетия. Джип хорошо себя показал в районе Персидского залива, в Боснии, Косове и других местах.

Но иракские бомбисты, ведущие городские бои, оказались Humvee не по зубам.

Поэтому сначала армии под давлением Конгресса пришлось дополнительно бронировать Humvee и закупать больше моделей с установленной на заводе бронёй.

Затем выяснилось, что Humvee не справляется с лишним весом добавленной брони — переворачивается, зарывается в песок.

ULTRA 3T — ещё один концепт военного джипа от GTRI, не описанный в данной статье. Машина в стадии развития, о ней неизвестно практически ничего (иллюстрация Scott Badenoch/GTRI с сайта defensereview.com).

Короче говоря, стало ясно, что многие недостатки невозможно устранить без полной модернизации, то бишь — без создания принципиально новой машины, которая будет изначально ориентирована на использовании в бою, а не в тылу, как многострадальный Humvee.

Так что военные уже бросили клич и собираются рассмотреть проекты новых машин этой осенью. Рабочие опытные образцы они хотят испытать в июне 2006-го.

А в 2008-м у армии должна появиться новая машина, которая полностью заменит примерно 24 тысячи Humvee, в настоящее время разъезжающих по Ираку и Афганистану.

Станет ли преемником ULTRA AP? Его шансы оценивать, по меньшей мере, преждевременно. Из конкурентов мы видели разве что экзотический по начинке Shadow RST-V, да умные джип с грузовичком из серии SmarTruck: раз, два. Есть вероятность, что нам и других покажут. Тогда и прикинем.



Морские водоросли могут питать миллионы автомобилей

12 сентября 2005

Построен летающий багги для военных

8 сентября 2005

Создана первая в мире подушка безопасности для мотоцикла

8 сентября 2005

Секретный MF1 прицелился турбиной на рекорд скорости

7 сентября 2005

Запах цитрусовых будет предотвращать автокатастрофы

6 сентября 2005