Сценарий Конца Света: проблема под номером 1950DA

От удара поднимутся огромные волны...

Да, вероятность столкновения очень невысока, всего 0,3%. И произойти оно может очень нескоро — в 2880 году. Никого из ныне живущих к тому времени, на Земле не останется. Но интерес не в том, столкнётся ли астероид 1950DA с Землёй, а в том, что случится, если столкновение произойдёт.

Лаконичное «общий привет» учёных, естественно, не устраивает. Другое дело, что человечество пока беззащитно перед этой угрозой из космоса: не существует пока каталога астероидов, вращающихся вокруг Солнца вблизи орбиты Земли.

И при этом иногда выясняется, что крупный метеорит приблизился к Земле, уже когда он пролетел мимо планеты (причём на опасном расстоянии). Каждый раз в таких случаях у астрономов в кровь выделяется некоторое количество адреналина: «Не досмотрели».

Чтобы знать, как спасаться от какого-либо бедствия, для начала следует понять, что именно будет происходить — и насколько именно будет велик ущерб.

И вот в Калифорнийском университете в Санта-Крус (University of California, Santa Cruz) учёные произвели компьютерную симуляцию «процесса».

Деньги на это выделило агентство NASA, проводившее в 2002 году очень солидную программу по исследованиям метеоритов, пролетающих мимо Земли.

Исходные условия: 16 марта 2880 года астероид 1950DA не только приближается к Земле, но и падает на неё в районе Атлантического океана.

В поперечнике у этого астероида — две трети мили, то есть как раз около километра. Скорость, на которой метеорит врезается в планету, — 38 тысяч миль в час (61 тысяча км/ч).

...высотой в несколько десятков и сотен метров...

По результатам симуляции, произведённой Стивеном Уордом (Steven Ward), научным сотрудником Института геофизики и планетарной физики (Institute of Geophysics and Planetary Physics) при Калифорнийском университете, и его коллегой Эриком Эсфогом (Erik Asphaug), апокалипсис будет происходить следующим образом.

Падает астероид, как уже сказано, в океан, в 360 километрах от побережья Соединённых Штатов. Происходит взрыв по мощности равный приблизительно 60 тысячам мегатонн тротила. В результате этого сам астероид фактически испаряется, но при этом в воде образуется воронка диаметром 18 км.

Глубина океана в предполагаемом районе падения составляет около 3 км, соответственно, при ударе в морском дне образуется немаленькая яма.

Вода, соответственно, с рёвом бросается заполнять образовавшуюся воронку, и во все стороны начинают разбегаться исполинские волны — как при цунами.

Причём не одна, как обычно показывают в голливудских фильмах-катастрофах, а множество. Волны всех мыслимых и немыслимых длин и частот. Максимальная длина волны будет размером приблизительно соответствовать диаметру воронки.

Первые волны, которые достигнут побережья США, Европы и Африки, будут относительно небольшими, но каждая следующая — выше предыдущей.

Хуже всего придётся, конечно, американскому побережью — по нему ударят самые высокие волны, высотой как минимум 61 метр. Это произойдёт через два часа, после столкновения, которое, само собой, вызовет исполинской силы землетрясение.

...и их будет много.

Через восемь часов волны достигнут Европы. По сравнению с тем, что придётся перенести США, Европа, можно сказать, «легко отделается» — её прибрежные районы накроют «всего лишь» 15-метровые волны...

Уорду, с помощью его симуляции, удалось также высчитать скорость придонного движения воды, вызванного цунами — приблизительно метр в секунду на площади в несколько сотен квадратных миль вокруг эпицентра. Такая скорость вызовет смещение отложений на морском дне, что может вызвать вторичные цунами...

Так приблизительно выглядит сценарий апокалипсиса. Какие тут можно было бы принять меры — не очень понятно: за два часа эвакуировать всё население Восточного побережья США и архипелагов в Карибском море, всё население Ирландии, Великобритании, Франции и Испании, или, по крайней мере, их западных побережий, — как-то это не слишком реальным представляется, по правде сказать. Просто потому, что может не хватить времени.

Но вот если знать заранее время приближения астероида к планете, момент и место возможного столкновения, то предохранительные меры можно принять заблаговременно. Если, конечно, этот астероид не удастся ликвидировать или сместить с траектории прямо в космосе.

NASA запустило программу по учёту всех астероидов, оказывающихся в околоземном пространстве. Если всё пройдёт по плану, то к 2008 году астрономы всего мира будут знать приблизительно 90% астероидов диаметром более километра, вращающихся вблизи земной орбиты.

Но 90% — это не все, к сожалению.

Запуск американского марсохода откладывается