Несерьёзно, на первый взгляд. Посадить четверых человек на связку «бочек» с каучуком и жидким веселящим газом. Снабдить их креслами с ракетными движками и отправить всё это хозяйство на Луну. Таков, упрощённо, план самой дешёвой экспедиции людей на равнины Селены.
Калифорнийская компания SpaceDev продолжает удивлять. Только недавно она обнародовала проект шестиместного орбитального шаттла и ракеты-носителя для него, а теперь заявляет, что намерена доставить человека на Луну быстрее и дешевле, чем кто бы то ни было!
Небольшие частные фирмы всё чаще занимаются теми областями, которые раньше считались привилегией компаний-гигантов, объединений компаний, государственных институтов, исследовательских центров и национальных космических агентств, наконец.
Так, масса последователей знаменитого конструктора Бёрта Рутана (Burt Rutan) готовится повторить подвиг его машины.
Напомним, первый в мире частный космоплан SpaceShipOne слетал в космос трижды, достигнув в последнем рейсе рекордной высоты в 112,17 километра.
Частные компании вот-вот освоят и полёты на орбиту — сначала спутников (25 ноября давайте дружно скрестим пальцы), а потом и пилотируемых кораблей. И даже в возвращении человечества на Луну молодые фирмы готовы соперничать (или лучше сказать — сотрудничать) с NASA.
Мы уже детально рассказывали о проекте пилотируемой экспедиции на Луну от компании Transformational Space. Её концепция отличается от принятой NASA схемы (подробное описание плана высадки от агентства — здесь).
Но SpaceDev удивляет всех: «Человека можно доставить на Селену (и вернуть, разумеется, домой) менее чем за $10 миллиардов». В то время как планы NASA предусматривают освоение $104 «лунных» миллиардов (за 13 лет). Откуда десятикратная разница?
По заказу и на деньги корпорации «Лунная инициатива» (Lunar Enterprise Corporation) SpaceDev провела трёхлетнее исследование и заявила на днях, что продуманная комбинация как существующих технологий, так и тех, что в настоящее время разрабатываются NASA и самыми разными компаниями, вместе с идеями самой SpaceDev, позволят реализовать дешёвую, но надёжную миссию на Луну.
Каждая миссия, как предполагают авторы исследования, должна доставить на окололунную орбиту или на поверхность нашего небесного соседа обитаемый модуль, который оставался бы на месте после миссии и мог бы быть использован при следующем визите на Луну.
Это ещё не базы в традиционном понимании, но сеть опорных пунктов, облегчающих и удешевляющих лунную программу с каждым новым рейсом.
Кроме того, компания предложила смелое новшество – каждого астронавта по отдельности можно высадить на Луне вовсе без корабля. Точнее – на необычном аппарате типа «ракетное кресло», в котором человек сидел бы в скафандре. Четыре таких кресла вместе с жилым модулем – вот уже и готовый аппарат для лунной экспедиции.
Причём «кресло» можно было бы использовать как в пилотируемом варианте, так и в беспилотном. В последнем случае, собственно, сиденье заменялось бы, по модульному принципу, на набор оборудования. Такая универсальность направлена на снижение затрат и повышение скорости разработки лунной техники.
А связка из четырёх кресел, дополненная миниатюрной капсулой (приспособленной к спуску в атмосфере), располагала бы достаточным запасом тяги и топлива, чтобы возвратиться к Земле.
Также компания рассчитывает, что в лунной экспедиции пригодится техника, создаваемая ею по проекту Dream Chaser. Те же гибридные ракеты-носители.
SpaceDev уверена, что уже где-то между 2010 и 2015 годами человека вполне реально высадить на южном полюсе Луны. А вообще, «за стоимость одной миссии по проекту NASA целых 40 человек могли бы побывать на Луне!», — утверждает глава SpaceDev Джим Бенсон (Jim Benson).
Вчера SpaceDev подписала контракт со SpaceX о закупке у последней пусков её новой космической ракеты Falcon 1. Чем SpaceDev наглядно продемонстрировала пропагандируемый ею путь сотрудничества небольших частных фирм.
Тут нужно добавить, что недавно глава американского космического агентства Майкл Гриффин (Michael Griffin) признал достижения маленьких фирм и заявил, что NASA с удовольствием будет сотрудничать с ними, и что в будущем космические аппараты, в том числе — пилотируемые, вполне смогут подниматься на орбиту силами как правительственных колоссов, так и космических частников.
Ещё Гриффин сказал, что его агентство, помимо использования собственных ресурсов, в скором будущем будет покупать космические услуги у небольших частных фирм. К примеру — заказывать им доставку грузов на МКС.
Революция? Мы понимаем: далеко не все частные компании, бросившиеся покорять космос, непременно в этом преуспеют. Наверное, не все их проекты — оптимальны, совершенны и окажутся реализованными.
Но столь бурная деятельность частной космонавтики — это первые признаки нашего будущего. Будущего, в котором государства окончательно потеряют монополию на космос.
Вот об этом стоит задуматься.