Лунное кресло доставит человека в серую пустыню

Ради упрощения техники и снижения стоимости миссии небольшая частная компания предлагает высадить человека на Луне в «летающем кресле» (иллюстрация SpaceDev).

Несерьёзно, на первый взгляд. Посадить четверых человек на связку «бочек» с каучуком и жидким веселящим газом. Снабдить их креслами с ракетными движками и отправить всё это хозяйство на Луну. Таков, упрощённо, план самой дешёвой экспедиции людей на равнины Селены.

Калифорнийская компания SpaceDev продолжает удивлять. Только недавно она обнародовала проект шестиместного орбитального шаттла и ракеты-носителя для него, а теперь заявляет, что намерена доставить человека на Луну быстрее и дешевле, чем кто бы то ни было!

Небольшие частные фирмы всё чаще занимаются теми областями, которые раньше считались привилегией компаний-гигантов, объединений компаний, государственных институтов, исследовательских центров и национальных космических агентств, наконец.

Так, масса последователей знаменитого конструктора Бёрта Рутана (Burt Rutan) готовится повторить подвиг его машины.

Напомним, первый в мире частный космоплан SpaceShipOne слетал в космос трижды, достигнув в последнем рейсе рекордной высоты в 112,17 километра.

В Лунной экспедиции пригодится сочетание разных технологий. Например, крылатый челнок Dream Chaser и коническая капсула, полагает SpaceDev (иллюстрация SpaceDev).

Частные компании вот-вот освоят и полёты на орбиту — сначала спутников (25 ноября давайте дружно скрестим пальцы), а потом и пилотируемых кораблей. И даже в возвращении человечества на Луну молодые фирмы готовы соперничать (или лучше сказать — сотрудничать) с NASA.

Мы уже детально рассказывали о проекте пилотируемой экспедиции на Луну от компании Transformational Space. Её концепция отличается от принятой NASA схемы (подробное описание плана высадки от агентства — здесь).

Но SpaceDev удивляет всех: «Человека можно доставить на Селену (и вернуть, разумеется, домой) менее чем за $10 миллиардов». В то время как планы NASA предусматривают освоение $104 «лунных» миллиардов (за 13 лет). Откуда десятикратная разница?

По заказу и на деньги корпорации «Лунная инициатива» (Lunar Enterprise Corporation) SpaceDev провела трёхлетнее исследование и заявила на днях, что продуманная комбинация как существующих технологий, так и тех, что в настоящее время разрабатываются NASA и самыми разными компаниями, вместе с идеями самой SpaceDev, позволят реализовать дешёвую, но надёжную миссию на Луну.

Старт смелой экспедиции – ракета с гибридными двигателями поднимает в космос модуль жизнеобеспечения и четыре посадочных «кресла». Жёлтое — капсула для возвращения в атмосферу Земли (иллюстрация SpaceDev).

Каждая миссия, как предполагают авторы исследования, должна доставить на окололунную орбиту или на поверхность нашего небесного соседа обитаемый модуль, который оставался бы на месте после миссии и мог бы быть использован при следующем визите на Луну.

Это ещё не базы в традиционном понимании, но сеть опорных пунктов, облегчающих и удешевляющих лунную программу с каждым новым рейсом.

Кроме того, компания предложила смелое новшество – каждого астронавта по отдельности можно высадить на Луне вовсе без корабля. Точнее – на необычном аппарате типа «ракетное кресло», в котором человек сидел бы в скафандре. Четыре таких кресла вместе с жилым модулем – вот уже и готовый аппарат для лунной экспедиции.

Причём «кресло» можно было бы использовать как в пилотируемом варианте, так и в беспилотном. В последнем случае, собственно, сиденье заменялось бы, по модульному принципу, на набор оборудования. Такая универсальность направлена на снижение затрат и повышение скорости разработки лунной техники.

А связка из четырёх кресел, дополненная миниатюрной капсулой (приспособленной к спуску в атмосфере), располагала бы достаточным запасом тяги и топлива, чтобы возвратиться к Земле.

Четыре «кресла» с астронавтами приземляются с орбиты на лунную поверхность в том месте, где ранее автоматика посадила несколько модулей жизнеобеспечения – своего рода «мини-базу» (иллюстрация SpaceDev).

Также компания рассчитывает, что в лунной экспедиции пригодится техника, создаваемая ею по проекту Dream Chaser. Те же гибридные ракеты-носители.

SpaceDev уверена, что уже где-то между 2010 и 2015 годами человека вполне реально высадить на южном полюсе Луны. А вообще, «за стоимость одной миссии по проекту NASA целых 40 человек могли бы побывать на Луне!», — утверждает глава SpaceDev Джим Бенсон (Jim Benson).

Вчера SpaceDev подписала контракт со SpaceX о закупке у последней пусков её новой космической ракеты Falcon 1. Чем SpaceDev наглядно продемонстрировала пропагандируемый ею путь сотрудничества небольших частных фирм.

Запас тяги «кресла» должен позволить ему затормозить с окололунной орбиты и сесть на поверхность Селены, а позже вновь выйти на орбиту (иллюстрация SpaceDev).

Тут нужно добавить, что недавно глава американского космического агентства Майкл Гриффин (Michael Griffin) признал достижения маленьких фирм и заявил, что NASA с удовольствием будет сотрудничать с ними, и что в будущем космические аппараты, в том числе — пилотируемые, вполне смогут подниматься на орбиту силами как правительственных колоссов, так и космических частников.

Ещё Гриффин сказал, что его агентство, помимо использования собственных ресурсов, в скором будущем будет покупать космические услуги у небольших частных фирм. К примеру — заказывать им доставку грузов на МКС.

Революция? Мы понимаем: далеко не все частные компании, бросившиеся покорять космос, непременно в этом преуспеют. Наверное, не все их проекты — оптимальны, совершенны и окажутся реализованными.

Но столь бурная деятельность частной космонавтики — это первые признаки нашего будущего. Будущего, в котором государства окончательно потеряют монополию на космос.

Вот об этом стоит задуматься.

Через 10 лет зоркость астрономии вырастет в десятки раз