Пентамараны разгонят грузы до военной скорости

Всё больше и больше. Имеет ли смысл и дальше наращивать размеры грузовых судов? А что будет, если их, напротив, уменьшить? (фото с сайта ahoy.tk-jk.net).

Известно, что в расчёте на тонно-километр морские перевозки грузов – самый недорогой способ. Но, скажем, заказанный в США для Европы автомобиль приходиться ждать почти месяц, если не больше. Теперь кораблестроители намерены покончить с такой унылой скоростью доставки.

90% мировой торговли идёт через морской транспорт. А к 2020 году торговля в мире должна утроиться. Это прогноз, озвученный Крисом Ходжем (Chris Hodge), председателем Всемирной конференции по морским технологиям (World Maritime Technology Conference), которая пройдёт в марте 2006 года.

Соответственно, возникает вопрос – на чём всё это добро перевозить? Казалось бы, размеры судов растут из года в год, и нет особых причин, почему бы им не увеличиться ещё чуток.

Самый большой в мире контейнеровоз — MSC Pamela – начавший работу в этом году, берёт на борт 9,2 тысячи контейнеров в своём путешествии из Китая в Западную Европу.

Целый ряд судов приближается к этому показателю, делая перевозку одного контейнера всё дешевле и дешевле. Но ждать, пока груз переползёт океаны на скорости 13-14 узлов (24-26 километров в час)… Да пока огромные суда будут разгружены в порту… Тут поневоле подумаешь – не заплатить ли побольше. За самолёт.

Испытание модели пентамарана Ги в бассейне (фото BMT Nigel Gee and Associates).

Конечно, морем отправляют товары, для которых путешествие длиной в месяц роли не играет. И к тому же, если каждые два дня вы отправляете из порта контейнер с телевизорами (например) с очередным судном, идущим через океан, это означает, что ваш получатель распаковывает также по контейнеру каждые два дня.

И всё равно все мечтают поднять скорости перевозок. А какие тут скорости, если через 15 лет, по прогнозу специалистов, почти треть мирового флота не сможет проходить через Панамский канал, а многие порты просто не смогут обрабатывать таких гигантов.

И тут-то британская компания BMT Nigel Gee and Associates Ltd, занимающаяся проектированием судов, и её лидер Найджел Ги (Nigel Gee) предлагают вернуться в некотором смысле назад.

Общая площадь ватерлинии будет невелика – это главная идея Ги (иллюстрация BMT Nigel Gee and Associates).

Ги полагает, что будущее — за скоростными транспортными судами, несущими сравнительно небольшой груз. Скажем – в тысячу контейнеров. Или – сопоставимое количество автомобилей. Но зато на скорости 30-40 узлов (55-75 километров в час).

Такая скорость сделает честь и военному кораблю. И она же – привычна для современных пассажирских паромов-катамаранов. Но для большого транспортника выглядит удивительной. Удивительно и то, что, по мнению господина Ги, низкими затратами (расходом топлива, например) слишком сильно поступаться не придётся.

Он запатентовал необычный пентамаран, в котором основной корпус – узкий, с небольшой площадью ватерлинии. Такой даёт небольшое гидродинамическое сопротивление, но неустойчив. Для устойчивости тут и применяются четыре боковых корпуса.

В проектах BMT Nigel Gee and Associates они и совсем узкие – как лезвия, и при этом — едва касаются воды, служа не столько для обеспечения водоизмещения, сколько для предотвращения опрокидывания судна.

Проект NG335. Будет ли он реализован и когда – неизвестно (иллюстрация BMT Nigel Gee and Associates).

Один из проектов компании – контейнеровоз NG335 на 934 контейнера. Его длина – 279,1 метра, силовая установка – четыре дизеля по 24 мегаватта каждый, максимальная скорость – 41 узел (76 километра в час), рабочая – 40 узлов.

Другой проект — NG193 – выглядит поскромнее: «всего-то» 32 узла «максималки» и 30 – крейсерские, но зато это судно должно брать на борт 1,571 тысячи контейнеров.

Ги полагает, что такие скоростные суда займут пустующую нишу (по срочности и стоимости перевозок), между обычными морскими судами-гигантами и авиатранспортом. Скажем, с новыми пентамаранами заказанный в Новом Свете автомобиль можно будет получить в Европе уже через неделю (даже с учётом разгрузки судна в порту) или и того быстрее.

Доставить почти тысячу контейнеров через Атлантику за 4 дня? Соблазнительно (иллюстрация BMT Nigel Gee and Associates).

Интересно, если сходные мысли приходят в голову разным людям — значит они (мысли) чего-то стоят? Например, с ярким будущим пентамаранов согласен и шведско-норвежский коллектив. Правда, его проект намного более фантастичен.

И Ги, и норвежцы, кстати, в один голос сулят будущим грузовым судам переход на электрический привод. С самыми разнообразными источниками энергии – от дизель-генераторов до солнечных панелей и даже атомных силовых установок. Но это – совсем другая история.



Качающийся Clever разбили о стену

7 декабря 2005

Бразильцы выкатили первый трибрид

7 декабря 2005

Велосипедный гений складывается в мгновенье ока

5 декабря 2005

Mazda рекомендует своим сотрудникам ходить пешком

5 декабря 2005

Мастера дизайна выдумали лихие машины для приключений

29 ноября 2005