Снежный крейсер произвёл фурор и канул в Антарктиде

Это лишь масштабная модель машины, но и по ней можно получить представление об этом удивительном проекте (фото Ray D. Gottfried с сайта joeld.net).

Монстр, просто монстр. С незавидной, как это часто бывает у монстров, судьбой. Его любили, им восхищались, на него надеялись. В нём разочаровались, бросили и забыли. Во многом потому, что идея, родившаяся в горячей голове 70 лет назад, была воплощена впопыхах. Поспешили, но никого не насмешили.

А дело было так. В 1934 году вторая антарктическая экспедиция США едва не стоила адмиралу Ричарду Бирду (Richard E. Byrd) жизни. Отравленный угарным газом он лежал на базе, в занесённой снегом хижине, в то время как заместитель командира экспедиции, физик и исследователь Томас Поултер (Thomas C. Poulter), прилагал героические усилия, пытаясь вывезти адмирала на тракторах-снегоходах.

С третьей попытки Поултеру это удалось, но в технике, еле-еле преодолевшей по снегу несчастные две сотни километров, он разочаровался. Поэтому данный трагический инцидент, как теперь принято считать, и стал той искрой, из которой возгорелась оригинальная концепция «Антарктического снежного крейсера» (Antarctic Snow Cruiser).

После драматической экспедиции Поултер присоединился к специалистам исследовательского Фонда технологического института Иллинойса (Research Foundation of the Armour Institute of Technology; ныне IIT) и убедил своих новых коллег в необходимости создания нового транспортного средства для освоения Антарктиды. На её территорию, кстати сказать, в то время претендовали разные страны, надеясь отыскать подо льдом и присвоить природные ресурсы.

Перед путешествием в Антарктиду машину проверяли на способность преодолевать трещины в ледниках. За неимением оных испытания проходили в отдалённо схожих условиях. Получалось, вроде, не так уж плохо (фото с сайта joeld.net).

И когда Соединённые Штаты, как обычно решившие стать лидерами в гонке за природными богатствами, в 1939 году объявили о планах по отправке третьей антарктической экспедиции, Поултер, на тот момент уже более 2 лет вынашивавший идею «Крейсера», примчался в Вашингтон и вышел к властям с заманчивым предложением.

Он сказал, что есть проект уникальной машины. Её постройка обойдётся в $150 тысяч, но это будут средства частных инвесторов — Поултер уговорил больше 70 американских компаний пожертвовать рабочую силу, материалы, и оборудование.

Готовый Snow Cruiser автор концепции пообещал предоставить правительству «взаймы», если оно покроет затраты на операцию по переброске транспортного средства в Антарктиду и обратно, после чего вернёт «Крейсер» в распоряжение Фонда.

Чиновники от этой идеи пришли в восторг, и 8 августа 1939 года строительство Snow Cruiser началось на пульмановском заводе в Чикаго. Причём сроки поджимали — на то, чтобы полностью построить, испытать и доставить гигантскую машину в порт, у её создателей было меньше 3 месяцев!

24 октября того же, 1939 года почти законченный (!) «Крейсер» начал своим ходом почти 1700-километровое путешествие в Бостон, где его прибытия ожидало судно «Полярная звезда» (North Star). Заметьте, если бы Cruiser не прибыл вовремя — к 15 ноября — на палубу корабля он бы не попал.

В антарктическом доме на колёсах нашлось место и для пяти человек, и для всего им необходимого. В том числе — для самолёта (иллюстрация с сайта joeld.net).

Длинный поход был богат самыми разными событиями. Невероятная ярко-красная машина получилась настолько огромной, что дороги, по которым она ехала, приходилось перекрывать, убирая с них весь остальной транспорт. Должно быть, самое время описать этого монстра.

Параметры впечатляют и сегодня. Длина – 17 метров, высота — 4,9 метра, ширина — 6 метров. Полный вес — 34 тонны. Максимальная скорость – 48 км/час. Каждое колесо приводилось в движение своим электромотором мощностью 75 «лошадей», а энергию для них поставляли два 6-цилиндровых дизель-генератора по 150 лошадиных сил каждый.

Ожидалось, что «Крейсер» сможет работать в диапазоне восьми с лишним тысяч километров. Что экипаж машины будет состоять из 5 человек, включая пилота, ведь на «спине» Cruiser планировалось разместить самолёт!

1 ноября 1939 года. Редкий цветной снимок: «Крейсер» въезжает в Огайо (фото с сайта thule.org).

В дополнение к кабине, транспортное средство имело ряд помещений, в том числе цех, кухню и комнаты для жилья, которые по комфортабельности могли соперничать со многими довоенными бунгало.

В тыловой части «Крейсера» были предусмотрены складские площади для топлива, запасных шин, пищи и воды, запасов которых, по идее, должно было хватить, как минимум на год (да, антифриз, охлаждавший двигатели, также проходил через радиаторы в жилых помещениях, чтобы обогревать их).

Таким образом, согласно первоначальному плану, Antarctic Snow Cruiser был мобильной антарктической базой, на которой могли бы со всеми удобствами жить и работать несколько исследователей.

Но, как вы помните, «Крейсеру» сначала нужно было добраться до Бостона, попасть на борт судна. Это был тяжёлый путь в сопровождении полиции и автомобилей прессы, «автопробег» неизменно собирал на маршруте огромные толпы.

Куда бы ни заезжал Antarctic Snow Cruiser по пути в Бостон, везде его неизменно встречали восторженные толпы (фото Richard C. Schmal с сайта lowellpl.lib.in.us).

В Нью-Йорке Поултер сделал небольшую остановку, чтобы группа слепых детей смогла прикоснуться к машине. В Спрингфилде больные дети вскочили с больничных коек и, невзирая на холод, выбежали на улицу, чтобы встретить это красное чудо.

Ну а кульминации встречи с публикой достигли уже у самого Бостона, в городе Фрэминхеме (Framingham), который туристы со всей страны фактически зажали в кольцо 70 тысячами автомобилей.

Во время движения огромной машины с дорог убирали весь транспорт. Присутствие в кадре мотоциклиста не говорит о «помиловании» двухколёсного транспорта — это эскорт (фото с сайта joeld.net).

Наконец, 12 ноября «Крейсер», по-видимому, не без божьей помощи, добрался до бостонского причала и погрузился на палубу «Полярной звезды». Чтобы гигант на ней уместился, пришлось на время снять его хвостовую секцию. И 15 ноября корабль отправился в путь.

Не обошлось без происшествий и на этот раз. Однажды ночью волнения на море чуть было не стали причиной потери машины — её едва удалось удержать на цепях.

С грехом пополам судно прибыло в Антарктиду 11 января 1940 года, и начался поиск подходящего места для выгрузки «Крейсера».

12 января «Полярная звезда» бросила якорь в Заливе кита. И чтобы Cruiser смог покинуть борт, из тяжёлой древесины был построен специальный скат, который при разгрузке начал разваливаться, так что только мастерство Поултера, сидевшего за рулём и в нужный момент давшего полный газ, позволило монстру съехать на безопасный лёд.

Вот с этого момента транспортное средство стало с фантастической скоростью терять своё очарование. Как только Поултер попытался на нём поехать, сразу стало очевидно, что представления проектировщиков о тяге были ошибочными.

Огромные шины легко крутились вхолостую, погрузившись в снег практически на метр. Кроме того, тут же перегрелись двигатели. Короче говоря, Cruiser оказался в Антарктиде абсолютно беспомощным.

Выгрузка в Антарктиде (фото с сайта joeld.net).

24 января убитый горем Поултер отбыл обратно в Америку, где пресса уже окончательно утратила энтузиазм. Журналисты назвали миссию «полным провалом», а саму машину окрестили «динозавром на колёсах». Оставшиеся с «Крейсером» члены команды несколько раз пытались привести его в чувство, но тщетно.

Несколько месяцев спустя начало сказываться приближение антарктической зимы. Вконец расстроенные члены экспедиции решили сделать из машины стационарную базу для зимовки. Они укрыли «Крейсер» деревьями, засыпали снегом…

И тут оказалось, что получилось совсем неплохо: Cruiser отлично обогревался, так что команда могла спать, укрывшись самыми лёгкими одеялами. Учёные экспедиции даже провели небольшую серию научных экспериментов.

Скучная, долгая и тёмная зима пришла вместе с новостями о войне в Европе. Поскольку Америка готовилась к возможному участию во Второй Мировой, антарктическая служба лишилась всего финансирования.

Стало ясно, что третья экспедиция не будет, как было запланировано, многолетней. Хотя находящийся в Штатах Поултер продолжал твердить о модификациях, которые могут оживить машину, команда покинула Антарктиду в начале 1941 года, бросив «Крейсер» на произвол судьбы. Война заставила людей быстро о нём забыть.

Томас Поултер в 1948 году устроился в Стэндфордский исследовательский институт (Stanford Research Institute; ныне SRI International), где и проработал до самой своей смерти в 1978-м, занимаясь самыми разными исследованиями, от взрывчатых веществ и баллистики до коммуникаций между морскими животными.

Возможно, пингвинов в Антарктиде «Крейсер» и позабавил, но людей — сильно разочаровал (Ray D. Gottfried с сайта thule.org).

В 1958 году учёные из международной организации IGY установили точное местонахождение «Крейсера», отправились в Антарктиду и откопали машину. В ней они нашли кипы старых журналов, обрывки бумаг и сигареты. Посмотрели и уехали.

Остаётся только догадываться, что после этого случилось с необычайным транспортным средством. Приблизительное его местоположение известно, но Cruiser никто никогда больше не находил. А, быть может, и не искал.

По одной из версий, машина оказалась на плавучей льдине, вышла на ней в море и утонула. Другой, более интригующий для американцев вариант — это возможное попадание «Крейсера» в руки СССР. Что, конечно, крайне маловероятно, ведь русские при вывозе машины должны были столкнуться с теми же самыми трудностями, что и члены экспедиции из США.

По мнению специалистов, «Крейсер» никак не повлиял на развитие машин для Антарктиды. Ведь в течение многих лет и по сей день самые эффективные транспортные средства для снега передвигаются на гусеницах. Но что-то полезное в истории со Snow Cruiser можно найти, правда?



Медитация zaZen укрывает водителя голографической крышей

16 декабря 2005

BMW готовит паровую революцию

14 декабря 2005

Пентамараны разгонят грузы до военной скорости

9 декабря 2005

Качающийся Clever разбили о стену

7 декабря 2005

Бразильцы выкатили первый трибрид

7 декабря 2005