Тысячи колёс машин-атлантов заставляют ехать рукотворные горы
Наибольшие грузы на планете поднимают корабли. Но есть в мире машины, для которых сами корабли – это груз. Машины эти строят серийно, хотя вещи, которые им приходится возить – серийными никак не назовёшь. Это могут быть и уникальный храм, и морская шельфовая платформа.
Европейская южная обсерватория (ESO), являющаяся предприятием европейских правительств, но расположенная в Чили, подписала контракт с германской компанией Scheuerle Fahrzeugfabrik. Немцы поставят в Чили целую серию машин-монстров, которые должны помочь европейцам в создании уникального радиотелескопа.
Проект называется «Большое множество миллиметровых антенн в Атакаме» (Atacama Large Millimeter Array — ALMA).
Более 60 антенн будут размещены в различных точках высокогорного плато Chajnantor. Все они будут работать как единый телескоп. При этом, изменяя относительное расположение антенн, астрономы рассчитывают менять угол обзора и разрешение своей «суперлинзы», в зависимости от текущих задач наблюдения.
Это перемещение – непростая задача, учитывая, что каждая антенна будет весить 110 тонн.
А ещё проект предусматривает транспортировку антенн с участка монтажа и обслуживания, лежащего на высоте 2,9 километра над уровнем моря, на рабочий участок, расположенный на высоте 5 километров над уровнем моря.
Потому астрономы и обратились за помощью к Scheuerle, как пишет ESO, мировому лидеру в проектировании и изготовлении уникальных транспортёров, рассчитанных на массивные и крупногабаритные грузы.
Уникальные машины, способные не только перевозить, но самостоятельно погружать и разгружать стотонные колоссы называют просто: ALMA transporter.
Им придётся работать в тяжёлых условиях высокогорья, где мало кислорода, как для людей, так и для дизелей. Они будут подниматься на 2 километра в гору со своим 110-тонным грузом, при этом транспортёры должны будут устанавливать антенны на их места с миллиметровой точностью.
Всё это президент Scheuerle Ганс-Йорг Хабернегг (Hans-Jörg Habernegg) назвал «вызовом для компании». Но, поближе познакомившись с уникальными транспортными операциями, которые немцы уже выполняли, убеждаешься, что телескопы они сочтут не столь уж сложным грузом.
Заинтересовавшись астрономическим проектом, мы решили посмотреть – что это за машины Scheuerle. И узнали, что в разное время и в разных странах транспортёры этой марки перевозили с места на место: огромные секции танкеров (в сухом доке), церковь XII века и древнеегипетский храм, химические и атомные «котлы» весом в тысячи тонн, целые фрагменты заводов (представляете: «Привет, приезжай, мы тут вчера прокатный цех на пару километров передвинули») и многие другие необычные вещи.
Этой же компании принадлежит мировой рекорд сухопутной транспортировки единичного цельного груза: передвижение в 2000 году, в Британии, по суху морской газовой платформы весом 11 тысяч 727 тонн! Правда, там участвовали транспортёры и другой фирмы.
Для сравнения: самое грузоподъёмное в мире единичное сухопутное транспортное средство, это американский Crawler, который доставляет на место старта шаттл с пристыкованным гигантским внешним баком и ускорителями, общим весом в 1300 тонн.
Мы подробно рассказывали об этой уникальной машине.
Почему мы подчеркнули «единичное»? Дело в том, что Scheuerle, как и другие компании, специализирующиеся на тяжёлых прицепах и самоходных транспортёрах, создаёт не только простые «тележки» (хоть просты они лишь на вид), но делает так называемые модульные транспортёры.
Что это такое? Представьте прямоугольную платформу на огромном количестве колёс, которые установлены не только по бокам, но под всем днищем.
Каждое колесо – на подвеске. Каждое – с собственным мотором (электро- или гидро-). Каждое – с рулевым управлением (гидравлика, разумеется). Каждое – с тормозом. Мощные дизели поставляют колёсам энергию.
Если всё это хозяйство оснастить кабиной водителя – получится обычный одиночный транспортёр Scheuerle, предназначенный для небольших, по меркам этих монстров, грузов: тонн в 50-200.
Но если нужно везти более массивные и крупные сооружения, типа зданий, то из таких прямоугольных «доминошек» Scheuerle готова состыковать транспортёр любого желаемого размера.
Два, четыре, шесть таких модулей жёстко соединяются по ширине и длине. Получается многоножка, способная двигаться сама и поворачиваться на довольно маленьком пятачке.
Причём технически такие монстры способны у Scheuerle разгоняться (с грузом) до 80 километров в час, хотя в реальных операциях они едут едва не «пешком». Таковы мощности силовых установок. О расходе топлива лучше не спрашивать.
Нужно добавить, что компания Scheuerle ведёт свою родословную от кузницы, открытой Христианом Шойерле (Christian Scheuerle) в 1869 году. В 1927 году его внук Вилли (Willy Scheuerle) создал один из первых в мире транспортёров, предназначенных для сверхмассивных грузов.
Через 10 лет компания была уже лидером в этой «области» техники. В 1957 году машины Scheuerle возили на спине уже 500-тонные сооружения.
Неудивительно, что в 1960-м именно им доверили транспортировку на новое место жительства колоссального скального храмового комплекса Абу Симбел в Египте (при строительстве Асуанской плотины).
Среди интересных работ техники Scheuerle — перевозка сверхзвукового лайнера Concorde из аэропорта Карлсруе в музей Зинсхайма.
А ещё была транспортировка 1300-тонного «куска» завода на Аляске на десятки километров. При глубине снега в метры казалось, что перевезти такую штуковину нереально, но инженеры просто пустили перед модульным транспортёром целую армию цистерн с водой. При минус 20 градусах она превратилась в прочное покрытие.
На этом фоне уже не вызывает особого удивления, что каждый ALMA transporter будет иметь собственную массу 150 тонн; при длине 16 метров, ширине 10 метров и высоте 4,5 метра.
Первый транспортёр должен прибыть на место событий летом 2007 года, как раз к моменту поставки изготовителями первого телескопа ALMA.