Вы входите в супермаркет и берёте одну из тележек на колёсах, которые стоят плотным рядом, вставленные одна в другую. Удобно: колёса вертятся во все стороны, покупки хорошо помещаются. Покатались – тележка отправляется к «сородичам». А представьте всё то же самое, но с автомобилями.
Команда инженеров и дизайнеров Массачусетского технологического института — Smart Cities, возглавляемая профессором Уильямом Митчеллом (William J. Mitchell) задумала в очередной уже раз «изобрести автомобиль».
В течение четырёх лет эта группа обдумывала оригинальную концепцию городского транспорта для перегруженных мегаполисов. И хотя пока созданы лишь рисунки, ряд макетов и даже кое-какие узлы – до сих пор неясно – как этот чудо-автомобиль будет выглядеть.
Дело в том, что богатейший набор иллюстраций, представленных на странице команды, а также – на сайте одного из её членов – архитектора и дизайнера Митчелла Иоахима (Mitchell Joachim), демонстрируют целую россыпь машин самых невероятных форм.
Впрочем, в ближайшие месяцы команда намерена представить «окончательный дизайн» в знаменитую компанию General Motors, где и будут строить действующий прототип.
Зато уже ясно — какими главными особенностями будет обладать этот автомобиль. Во-первых, он сможет частично складываться в длину, а также парковаться в группе себе подобных.
На рисунке рядом с заголовком видно, что передние колёса для этого имеют колею, большую, чем у задних.
Такая сборка, словно у тележек в супермаркете, задумана не спроста. В MIT полагают, что их машина отлично подойдёт к давно используемому принципу разделения автомобилей между членами («подписчиками») одной сети. Ну, а плотная парковка позволит иметь большой запас таких машинок на ограниченном пространстве – у станций метро, пригородного автобуса или около аэропорта.
Во-вторых, городской автомобиль получит оригинальные колёса, названные «колёса-роботы». Каждое из них — совершенно автономно. Оно соединяет в пределах своего обода и электродвигатель, и подвеску, и даже рулевой механизм, позволяющий колесу поворачиваться, по замыслу изобретателей, на полные 360 градусов (независимо от остальных трёх колёс).
Это очень похоже на творение Michelin, разве только там не было 360-градусного поворота. Хотя и тут он остаётся умозрительным вариантом – в реальности, видимо, угол поворота не будет составлять полный круг.
И всё же миниатюрные машинки от Smart Cities, опять-таки как тележки в супермаркете, получают невиданную манёвренность (могут вращаться вокруг вертикальной оси, двигаться боком и так далее), а заодно – дают свободу дизайнерам в компоновке салона и облике машины.
Их даже можно будет выпускать в «персональном» исполнении для любого заказчика – ведь у кузова нужно будет только предусмотреть крепление и электрические разъёмы для стандартных колёс-роботов.
Далее следуют вещи более сложные и спорные. Скажем, авторы машины рассуждают о тонких гибких экранах, которыми можно будет покрывать такие автомобили как в салоне, так и снаружи.
Если это удастся, можно будет для водителя выводить показания приборов в любом удобном виде (для пожилых – крупнее, например), а снаружи эти экраны подавали бы сигналы поворота или остановки, выдавали бы целые надписи соседям по потоку (вроде «Пропустите в правый ряд!») и, разумеется, позволили бы менять цвет машины.
Изменение цвета, впрочем, мы уже видели, а приборы-дисплеи и вовсе не новость. Но в дополнение к этому специалисты Smart Cities мечтают о туманной пока системе защиты при столкновении на основе магнитно-реологической жидкости, заполняющей пустоты в панелях кузова и мгновенно твердеющей в магнитном поле, чтобы поглотить энергию удара.
Более реальными, впрочем, выглядят подстраивающиеся под человека сиденья, выглядящие как гигантский «позвоночник», идущий от макушки до колен и оснащённый огромными эластичными «пальцами», обхватывающими человека, после того, как он комфортно устроится. Особенно плотно они будут сжиматься в момент удара.
Ни ремней, ни надувных подушек больше не потребуется, полагают американцы.
Ещё следует вернуться к парковке – головной боли городских автомобилистов. Как вариант, группа рассматривает заползание своих машинок вверх по вертикальным рельсам.
Благо поворачивающиеся кругом колёса могут обхватить их с обеих сторон. Или можно развешивать машинки на «вешалке», как плечики с сорочками в шкафу: на ряде эскизов миниатюрные аппараты получили крючок на крыше.
Правда, не вполне ясно, как должна выглядеть такая парковка, и каким будет кран, развешивающий оставленные водителями машины.
К слову, мы уже знакомы со взбирающимися на «деревья» велосипедами, но чтобы автомобили… Что же, иногда нужно уметь взглянуть на давнюю проблему свежим взором.
На наш взгляд, полностью, в таком виде, как его нарисовали новаторы из Массачусетса, эти машины в массовом порядке никогда не появятся на дорогах. Скорее, останутся курьёзом и причудой дизайнеров.
Но Рьян Чин (Ryan Chin), член группы Митчелла, сказал, что команда будет счастлива даже в том случае, если лишь малая часть придуманных ею идей найдёт своё воплощение в серийной продукции автоиндустрии.