Общие автомобили ожидают водителей на автоматической вешалке

Это не авария – это парковка будущего, по замыслу массачусетских инженеров и дизайнеров (иллюстрация Franco Vairani/MIT Department of Architecture).

Вы входите в супермаркет и берёте одну из тележек на колёсах, которые стоят плотным рядом, вставленные одна в другую. Удобно: колёса вертятся во все стороны, покупки хорошо помещаются. Покатались – тележка отправляется к «сородичам». А представьте всё то же самое, но с автомобилями.

Команда инженеров и дизайнеров Массачусетского технологического института — Smart Cities, возглавляемая профессором Уильямом Митчеллом (William J. Mitchell) задумала в очередной уже раз «изобрести автомобиль».

В течение четырёх лет эта группа обдумывала оригинальную концепцию городского транспорта для перегруженных мегаполисов. И хотя пока созданы лишь рисунки, ряд макетов и даже кое-какие узлы – до сих пор неясно – как этот чудо-автомобиль будет выглядеть.

Дело в том, что богатейший набор иллюстраций, представленных на странице команды, а также – на сайте одного из её членов – архитектора и дизайнера Митчелла Иоахима (Mitchell Joachim), демонстрируют целую россыпь машин самых невероятных форм.

Облик машинок в рамках данного проекта создавался вместе с архитектором и художником Френком Гери (Frank O. Gehry). Это один из вариантов городского электромобиля будущего (иллюстрация с сайта media.mit.edu).

Впрочем, в ближайшие месяцы команда намерена представить «окончательный дизайн» в знаменитую компанию General Motors, где и будут строить действующий прототип.

Так в MIT отрабатывают концепцию колеса со встроенными подвеской, управлением и электромотором (иллюстрации с сайта media.mit.edu).

Зато уже ясно — какими главными особенностями будет обладать этот автомобиль. Во-первых, он сможет частично складываться в длину, а также парковаться в группе себе подобных.

На рисунке рядом с заголовком видно, что передние колёса для этого имеют колею, большую, чем у задних.

Такая сборка, словно у тележек в супермаркете, задумана не спроста. В MIT полагают, что их машина отлично подойдёт к давно используемому принципу разделения автомобилей между членами («подписчиками») одной сети. Ну, а плотная парковка позволит иметь большой запас таких машинок на ограниченном пространстве – у станций метро, пригородного автобуса или около аэропорта.

Во-вторых, городской автомобиль получит оригинальные колёса, названные «колёса-роботы». Каждое из них — совершенно автономно. Оно соединяет в пределах своего обода и электродвигатель, и подвеску, и даже рулевой механизм, позволяющий колесу поворачиваться, по замыслу изобретателей, на полные 360 градусов (независимо от остальных трёх колёс).

Это очень похоже на творение Michelin, разве только там не было 360-градусного поворота. Хотя и тут он остаётся умозрительным вариантом – в реальности, видимо, угол поворота не будет составлять полный круг.

Оригинальные тандемы из «сросшихся» двухколёсных капсул – ещё одна вариация темы, но нацеленная, преимущественно, на загородные трассы (иллюстрации с сайта archinode.com).

И всё же миниатюрные машинки от Smart Cities, опять-таки как тележки в супермаркете, получают невиданную манёвренность (могут вращаться вокруг вертикальной оси, двигаться боком и так далее), а заодно – дают свободу дизайнерам в компоновке салона и облике машины.

Их даже можно будет выпускать в «персональном» исполнении для любого заказчика – ведь у кузова нужно будет только предусмотреть крепление и электрические разъёмы для стандартных колёс-роботов.

Далее следуют вещи более сложные и спорные. Скажем, авторы машины рассуждают о тонких гибких экранах, которыми можно будет покрывать такие автомобили как в салоне, так и снаружи.

Если это удастся, можно будет для водителя выводить показания приборов в любом удобном виде (для пожилых – крупнее, например), а снаружи эти экраны подавали бы сигналы поворота или остановки, выдавали бы целые надписи соседям по потоку (вроде «Пропустите в правый ряд!») и, разумеется, позволили бы менять цвет машины.

Изменение цвета, впрочем, мы уже видели, а приборы-дисплеи и вовсе не новость. Но в дополнение к этому специалисты Smart Cities мечтают о туманной пока системе защиты при столкновении на основе магнитно-реологической жидкости, заполняющей пустоты в панелях кузова и мгновенно твердеющей в магнитном поле, чтобы поглотить энергию удара.

Необычное кресло, удерживающее человека как в гигантской руке (иллюстрация с сайта media.mit.edu).

Более реальными, впрочем, выглядят подстраивающиеся под человека сиденья, выглядящие как гигантский «позвоночник», идущий от макушки до колен и оснащённый огромными эластичными «пальцами», обхватывающими человека, после того, как он комфортно устроится. Особенно плотно они будут сжиматься в момент удара.

Варианты парковки: езда по вертикали и «вешалка в шкафу» (иллюстрации с сайта archinode.com).

Ни ремней, ни надувных подушек больше не потребуется, полагают американцы.

Ещё следует вернуться к парковке – головной боли городских автомобилистов. Как вариант, группа рассматривает заползание своих машинок вверх по вертикальным рельсам.

Благо поворачивающиеся кругом колёса могут обхватить их с обеих сторон. Или можно развешивать машинки на «вешалке», как плечики с сорочками в шкафу: на ряде эскизов миниатюрные аппараты получили крючок на крыше.

Правда, не вполне ясно, как должна выглядеть такая парковка, и каким будет кран, развешивающий оставленные водителями машины.

К слову, мы уже знакомы со взбирающимися на «деревья» велосипедами, но чтобы автомобили… Что же, иногда нужно уметь взглянуть на давнюю проблему свежим взором.

В этом варианте колёса, очевидно, на 360 градусов повернуться не смогут из-за кузова, но и доступной им свободы хватит для разворотов на месте (иллюстрации с сайта archinode.com).

На наш взгляд, полностью, в таком виде, как его нарисовали новаторы из Массачусетса, эти машины в массовом порядке никогда не появятся на дорогах. Скорее, останутся курьёзом и причудой дизайнеров.

Но Рьян Чин (Ryan Chin), член группы Митчелла, сказал, что команда будет счастлива даже в том случае, если лишь малая часть придуманных ею идей найдёт своё воплощение в серийной продукции автоиндустрии.



Новозеландцы построили стол для пикника на колёсах

10 января 2006

Большой Брат готов отследить сразу все автомобили Британии

28 декабря 2005

Поезд без рельсов пролетает опоры воздушного пути

26 декабря 2005

Тысячи колёс машин-атлантов заставляют ехать рукотворные горы

23 декабря 2005

Грибы дадут автомобилям зелёное топливо

21 декабря 2005