Ретробудущее GM. Часть первая: лайнер командовал парадом прогресса

Перед вами самый дорогой автомобиль, проданный с аукциона Barrett-Jackson, собаку съевшего именно на уникальных старых авто (фото с сайта barrett-jackson.com).

Полвека назад эти машины собирали миллионы зрителей. General Motors нашла яркий ход для продвижения своих идей. Даже не новинок – прогнозов, видений будущего. Она построила шоу-автобус, который сам был необыкновенным экспонатом.

21 января 2006 года красно-серебряный автобус более чем полувекового возраста был продан за $ 4 миллиона 320 тысяч с американского аукциона Barrett-Jackson. Он стал самым дорогим автомобилем в истории данного аукциона.

Этот странный на вид автобус – крайне редкая вещь — General Motors Futurliner. Их было построено всего 12 штук, из них 9 сохранились до наших дней, но лишь три находятся в приемлемом состоянии, пригодном для поездок.

Одна из таких машин, что важно – идеально отреставрированная и полностью в оригинальной конфигурации, как раз и стала рекордсменом аукциона. Но обо всём по порядку.

История Futurliner началась с чикагских Всемирных ярмарок «Столетие прогресса» (A Century of Progress) 1933-1934 годов, демонстрировавших тогдашние достижения науки и техники.

Futurliner привлекает внимание, прежде всего, стилем (фото с сайта futurelinerforsale.com).

Одна из наибольших экспозиций была у General Motors: автомобили, двигатели, приборы, технологии и исследования.

И вся ярмарка, и стенды GM оказались столь популярными, что Чарльз Кеттеринг (Charles F. Kettering), вице-президент GM по исследовательским проектам, убедил главу компании Альфреда Слоана (Alfred P. Sloan) снабдить экспозицию фирмы «колёсами», дабы её могли увидеть миллионы американцев.

Тогда же решили и транспорт для выставки сделать экспонатом. Было построено 8 специальных автобусов в футуристическом стиле.

Parade of Progress 1954 года вступает в Сант-Катарину (St. Catharine) (фото GM с сайта barrett-jackson.com).

Эти машины стали известны как «Silver-Topped Streamliners». Экспонаты выставки разместили прямо в них. Мероприятие получило название «Парад прогресса» (Parade of Progress).

Кавалькада автобусов и сопровождающих их машин колесила по просторам континента, собирая толпы зрителей. Первый такой вояж состоялся в 1936 году. В 1938-м Parade of Progress посетил Мексику, а в 1939-м — побывал в Гаване.

Черты автобуса будущего позже можно было увидеть на серийных машинах. И не только в США (фото с сайта barrett-jackson.com).

Идея имела оглушительный успех. И в 1940-м году компания создала новый «автобус будущего» – Futurliner.

Правда, на снимках мы видим модель 1950-1953 годов, существенно перекроенную. Именно она и была продана на днях с аукциона.

У машины, нарисованной рукой дизайнера Харли Ирла (Harley Earl), многое было необычным. Начиная с облика, конечно.

Здесь размещались экспонаты выставки (фото с сайта barrett-jackson.com).

Высоко поднятая обтекаемая кабина (глаза водителя находились на высоте 3 метров от дороги), откидывающиеся борта (за которыми размещались, собственно, экспонаты выставки)…

Ещё у автобуса были сдвоенные колёса не только сзади (как у большинства грузовиков и автобусов), но и спереди. С массой технических придумок автобус производил (и производит) не меньшее впечатление, чем его груз.

Длина этого шедевра составляет 10 метров, ширина 2,44 метра, а высота (по крышу кабины) – 3,53 метра. Машина была оснащена усилителем руля (чего безусловно требовали сдвоенные передние колёса) и автоматическим корректором света фар.

Вход в кабину располагался на углу кузова, под пятками у водителя (фото с сайта barrett-jackson.com).

Шестицилиндровый бензиновый двигатель автобуса приводил колёса через экзотическую, по тем временам, четырёхступенчатую автоматическую трансмиссию.

Futurliner 1940 года имел прозрачную пластиковую крышу кабины.

А так как кондиционера не было, да ещё двигатель был размещён спереди (под водителем), поездка на Futurliner напоминала медленное поджаривание в оранжерее.

Концепткар Pontiac Bonneville Special на одном из шоу GM (фото Jim Morris с сайта barrett-jackson.com).

Лишь в 1953 году крышу заменили на непрозрачную, и автобус обрёл кондиционер.

Автомобили эти, кстати, послужили не только GM, но и другим компаниям, которые также использовали их как шоу-румы, переезжавшие из города в город едва не по всему североамериканскому континенту.

Большая секция крыши Futurliner поднималась на рычагах метра на полтора вверх. Под ней пряталась россыпь ламп дневного света, эффектно освещавших всё вокруг.

Таким был отреставрированный автобус много лет назад (фотографии с сайта futurelinerforsale.com).

Кстати, с 1949 года шоу Parade of Progress сменило имя и стало более известной «Моторамой» (Motorama), приобретя ещё больший размах («Моторамы» проводили до 1961 года).

Новый владелец автобуса за четыре с лишним миллиона спокойно отправился домой прямо на нём — своим ходом (фото с сайта jalopnik.com).

Теперь в крупных городах эта выставка занимала уже внушительные крытые площади, и кроме экспозиционной начинки всё тех же «автобусов будущего» привлекала внимание миллионов безумными концепткарами от GM. Их космический стиль не оставляет людей равнодушными даже сейчас.

А внутри Futurliner зрители видели не только вещи, имеющие отношение к автомобильной отрасли.

Так, в 1950-х на своих передвижных шоу GM показывала американцам: разрез реактивного двигателя, разную бытовую технику (в том числе – микроволновую печь), стереозвук, принципы порошковой металлургии и многие другие тогдашние диковинки. Часть экспонатов была действующей.

Отработав же на Motorama до 1956 года, все экземпляры Futurliner сами стали удивительной редкостью.

Продолжение следует.



Ford намерен создать самый зелёный автомобиль

25 января 2006

Водородные авто играют в кубики топливных элементов

20 января 2006

Счётчик времени вытягивает часы морской лебёдкой

20 января 2006

Стеклянные трубы поднимут над городом скорых велосипедистов

19 января 2006

Американцы строят ультраэкономичный повседневный автомобиль

19 января 2006