Здесь у нас «действующая метафора новой экологии вещей». В ней два главных компонента: кормление и стадность. Причём питаются и сбиваются в кучу три летающих объекта — автономные воздушные суда. Вам не приходилось сталкиваться с проголодавшимся дирижаблем и кормить его?
Не беда, такую возможность вам может предоставить дуэт из арт-центра калифорнийского колледжа дизайна (Art Center College of Design) — Джед Берк (Jed Berk) и Найхил Миттер (Nikhil Mitter), которые реализовали затейливый проект ALAVs.
Эта аббревиатура означает «Лёгкие автономные воздушные суда» (Autonomous Light Air Vessels), хотя и сходство ALAVs со словом «alive» здесь тоже не случайное: в какой-то степени дирижабли ведут себя как живые существа – обитают в своей среде, взаимодействуют друг с другом и людьми, скучают в одиночестве и непрерывно ищут, чем бы заняться.
Для воплощения этой дикой идеи Берк и Миттер подтянули неслабого спонсора в лице компании Sun Microsystems, которая бесплатно предоставила дизайнерам свою технологию программирования Sun SPOT.
«Мы использовали эту технологию для проектирования объектов, работающих в воздушной среде, — поясняют авторы проекта. — Это не спекулятивная концепция каких-то прототипов с прицелом на ближайшее будущее. ALAVs — функциональные объекты. Они созданы, чтобы действовать. Они знают друг о друге, окружающей их среде и реагируют на людей».
Выглядит это так. Одинокий ALAV «бродит» в воздухе. Он ищет корм, если голоден, и других особей из своего стада или людей, нетерпеливо ожидая взаимодействия с ними. Затянувшееся одиночество заканчивается тем, что дирижабль «кричит». Такое поведение представляет коллективное сознание ALAVs, говорят их создатели.
Блуждание в поисках людей, собратьев или пищи определяет специальный алгоритм. При этом все процессы принятия решений, включая определение направления движения и управление двигателями, проходят независимо от человека.
Иной раз ALAV может сбиться с пути истинного, проще говоря, окончательно заблудиться, улетев непонятно куда. В данном случае, если дирижабль никого и ничего не встретил, по прошествии двух минут судно шумит — вибратор от сотового телефона резонирует с оболочкой.
Таким образом, ALAVs, когда не голодные, постоянно ищут друг друга, тоскуя по вниманию. И не скрывают радости при встрече — игриво исполняют «танец» признания стада, демонстрируют дух товарищества.
Но безжалостный алгоритм не позволяет дирижаблям держаться вместе дольше 30 секунд — они расходятся.
Взаимоотношения с человеком — отдельная песня. Чтобы привлечь внимание ALAVs нужно лишь находиться поблизости достаточно долго. Не надо стесняться, можно попытаться их покормить: держите пищу прямо перед ними и осторожно приближайтесь, ALAVs не могут сдерживать свой аппетит и не пройдут мимо.
Уровень голода дирижаблей обозначен светодиодами: синий означает желание поесть, а красный — насыщение. На потребление пищи (это светящийся горшок с пучком оптических волокон) у ALAV уходит приблизительно 10 секунд (успешная кормёжка заставляет горшок вибрировать). 15 секунд нужно, чтобы переварить еду — и дирижабль снова голоден.
Что же касается целей проекта, то Миттер и Берк говорят об уникальном подходе к исследованию пересечений физического мира и мира данных. О проектировании инновационных инструментов для развития в сетевом пространстве и понимании места человека в пределах этого пространства. О коллективном сознании сетевых объектов и нашем взаимодействии с ними.
А ещё — об использовании непредсказуемости технологий.