Боевой баклан налетает на врага из-под воды

Ударный самолёт-робот, взлетающий из-под воды и возвращающийся в морскую пучину. Пожалуй, один из самых экстравагантных проектов, ведущихся под эгидой DARPA (иллюстрация с сайта darpa.mil).

Новое воплощение давней идеи: американцы разрабатывают беспилотный разведывательный и ударный самолёт, который должен стартовать с борта субмарины, погружённой на 46 метров под воду. И там же на глубине заканчивать свой рейс.

Эту необычную систему придумало подразделение передовых проектов компании Lockheed Martin — знаменитая группа Skunk Works.

В 1960-е годы «Скунсы» прославились созданием уникального высотного самолёта-шпиона U-2. Позднее — из недр группы вышел самый быстрый в мире реактивный самолёт SR-71 Blackbird. Ещё позже — самолёт-невидимка F-117 и многие другие экспериментальные и серийные машины.

Теперь группа с честью продолжает линию необычных летательных аппаратов: беспилотный «Большой баклан» (Cormorant), как и многие военные проекты США, он развивается на средства агентства DARPA.

Длина этой машины составляет 5,8 метра, размах крыльев – 4,86 метра, а вес – чуть больше 4 тонн, из которых примерно 453 килограмма приходятся на полезный груз.

В её внешнем облике обращает на себя внимание треугольный воздухозаборник в носу и сильно согнутые крылья чайки.

Угловатые формы аппарата продиктованы соображениями низкой «радиозаметности», а вот крылья выполненными такими, чтобы в вертикальном положении этот самолёт мог поместиться в пусковую шахту от ядерной ракеты Trident, на борту атомной субмарины класса «Огайо».

Да, это самое интересное: Cormorant будет выпускаться с борта подлодки, находящейся в погружённом состоянии, на глубине до 46 метров.

Cormorant возвращается к родной подлодке после бомбёжки целей на берегу (иллюстрация с сайта popsci.com).

Правда, в отличие от межконтинентальных ракет, Cormorant не будут выстреливать вверх пороховым зарядом. После открытия крышки шахты из неё выдвинется седло, на котором держится самолёт.

По замыслу авторов проекта, аппарат освобождают, и он свободно всплывает на поверхность. Здесь он запускает два мощных твердотопливных ускорителя и вертикально взлетает, включая затем свой маршевый турбовентиляторный двигатель с тягой 1360 килограммов и переходя в горизонтальный полёт.

Максимальная скорость машины должна составлять 880 километров в час, крейсерская – порядка 550-ти, а радиус действия – до 926 километров.

Cormorant сможет находиться в воздухе до 3 часов. Его главная задача – разведка. Но его можно будет и оборудовать несколькими ракетами для ударов по береговым целям, или «грузовым» контейнером, для доставки снаряжения спецназовцам, выброшенным в тылу противника.

После выполнения миссии беспилотник автоматически следует в точку встречи и садится на воду. Точнее – он просто глушит и закрывает двигатель, плюхается с небольшой высоты в волны. Затем аппарат выпускает вниз специальную привязь.

Максимальная высота полёта машины должна составлять 10,7 километра (иллюстрация с сайта popsci.com).

Подлодка, оставаясь на глубине, открывает люк и выпускает верх плавающего робота с дистанционным управлением, который тянет за собой кабель.

Робот отлавливает Cormorant и стаскивает его под воду, к горловине открытой ракетной шахты, где самолёт вновь закрепляется на своём седле, которое задвигается в подлодку.

Создание такой машины – задача нетривиальная. Ведь она должна быть герметичной (в Cormorant плотно закрываются входное и выходное отверстия турбовентиляторного двигателя, как и крышка отсека вооружения) и выдерживать давление воды на глубине 50 метров. В то же время аппарат должен быть достаточно лёгким, чтобы он смог летать.

Потому Cormorant выполнят из титана. При этом свободные полости внутри него будут заполнены пенопластом (для противодействия давлению воды), а в некоторых местах (там, где установлены механизмы) – инертным газом под давлением.

Проект предусматривает возможность запуска этих самолётов с надводных кораблей, но главным «портом приписки» Cormorant всё же должны стать освобождённые пусковые трубы баллистических ракет на подводных лодках.

Необходимо вспомнить, что идея запуска воздушного аппарата с подлодки – очень стара.

Согласно книге Ю. Ф. Каторина, Н. Л. Волковского и В. В. Тарнавского «Уникальная и парадоксальная военная техника», впервые эта мысль пришла в голову немецких военных, во время Первой мировой войны.

Предполагалось, что небольшой раскладной аэроплан будет храниться в герметичном ангаре на борту подлодки. После всплытия субмарины гидросамолёт собирали бы, и он взлетал бы с поверхности воды. А по завершении рейса – он должен был сесть около подлодки, и все операции провели бы в обратном порядке.

Предполагается, что после возвращения на подлодку с задания Cormorant может быть подготовлен для повторного запуска (иллюстрация с сайта popsci.com).

Между двумя войнами такие проекты и были реализованы, причём в самых разных вариациях. И не только немцами, но и французами, американцами, англичанами и японцами. Для более поздних вариантов таких систем «лодка-самолёт» конструкторы даже предусмотрели катапульты — для взлёта машины сразу с палубы подлодки.

Широкого распространения это оружие не получило, в основном оставшись на уровне нескольких экспериментальных образцов. Но, интересно, хотя задумывались такие комплексы как средство разведки, были случаи и иного их применения.

Так, во Вторую Мировую Япония построила целый флот крупных подлодок с ангарами, в которых находились лёгкие гидропланы-бомбардировщики.

Ни один самолёт не мог бы перелететь тогда Тихий океан из Японии в США, и ни один вражеский авианосец американцы не подпустили бы к континенту. А вот нескольким японским подлодкам в 1942 году удалось незамеченными приплыть к берегам Штатов и выпустить свои крылатые аппараты.

Энное количество бомб, выпущенных японскими лётчиками над Орегоном и Аризоной, нанесли крайне незначительный ущерб (некоторые вообще попали в густой лес), но зато показали, что, в принципе, японцы могут наносить удары по территории Америки.

После Второй Мировой идею запуска разведывательных и ударных летательных аппаратов с подлодок ещё некоторое время обкатывали инженеры двух главных сверхдержав, но потом отказались как от малоэффективной и слишком сложной.

Да и сейчас целесообразность проекта Cormorant вызывает сомнения, особенно – безотказность его системы затаскивания машины обратно в погружённую подлодку.

Однако замысел этот яркий и интересный. Не рассказать о нём было нельзя.

Сейчас DARPA собирается выполнить ряд испытаний в рамках проекта. Вскоре инженеры должны представить полномасштабный (но нелетающий) макет Cormorant для испытания системы его подводного запуска и возвращения на подлодку.

Проверять машину, ассистирующего подводного робота с кабелем и выдвижное седло для самолёта будут не на субмарине, а на опытной установке, погружённой в море.

Одновременно пройдут испытания и некоторые узлы будущей машины, в частности, закрываемый под водой турбовентиляторный двигатель.

Эти эксперименты должны завершиться к сентябрю нынешнего года. По их результатам и будет принято решение о дальнейшей судьбе проекта Cormorant.



Бомба Deep Digger простреливает себе в бетоне тоннель 7-ствольной пушкой

17 февраля 2006

Миражи и лучи боли вынудят противника остановить атаку

14 февраля 2006

Мировой рекорд дальности беспосадочного полёта установлен

13 февраля 2006

Беспрецедентный кругосветный полёт начался

8 февраля 2006

Американским солдатам начали бронировать лица

6 февраля 2006