Персональный неистребитель — одна скорость звука на двоих

Около 0,9 М в частных руках – это интересно. «Дорогая, хочешь слетаем к твоей маме в Лос-Анджелес? К обеду как раз успеем…» (фото Aviation Technology Group).

Бизнесмен приезжает в аэропорт и направляется к стоянке самолётов. Он садится в кабину собственного истребителя. Короткие переговоры с диспетчером, и вот уже два турбореактивных движка вдавливают пилота в кресло. На скорости, немного меньшей скорости звука, человек спешит на деловую встречу.

Для состоятельных людей во всём мире эта картина становится реальностью. Они уже могут заказывать новый двухместный реактивный самолёт, ничем не уступающий аппаратам военных. Разве только пушка и ракеты на борту не предусмотрены.

Новинку авиации зовут Javelin, что переводится как «копьё» или «дротик». Это уникальный проект в авиации общего назначения. Никогда ещё самолёт с «военными» тактико-техническими данными не разрабатывали изначально именно для частного применения.

Разработала и построила его американская компания Aviation Technology Group (ATG), разумеется, при поддержке ряда других компаний, в частности, знаменитой Lockheed Martin.

Полное наименование модели — Javelin Executive Jet (Mk-10). Executive можно перевести как «президентский», в общем, «карета для шефа». А по виду Javelin действительно очень похож на истребитель.

Как водится, началось всё с чертежей, макета 1:1 (слева) и компьютерных рисунков (иллюстрации Aviation Technology Group).

Стреловидные крылья, острый нос, тандемное расположение двух кресел под каплевидным фонарём, двойной киль, два турбореактивных двигателя. Истребитель не очень крупный, но и не маленький: размах крыльев равен 7,65 метра, а длина самолёта — 11,3 метра.

Однако ещё вернее будет сказать, что Javelin походит на военный учебно-тренировочный реактивный самолёт (УТС).

УТС — это класс дозвуковых двухместных машин, пусть уступающих истребителям в максимальной скорости, но вполне сопоставимых с ними по динамике разгона, манёвренности и скороподъёмности, к тому же, нередко оснащаемых различным вооружением.

Конечно, сходные задачи, так же, как и одинаковые для всех законы аэродинамики, рождают похожие друг на друга формы. Так что на поверхностный взгляд Javelin — близнец едва не большинства современных реактивных УТС, разве только его двойной хвост необычен (в УТС это редкость).

Однако в сентябре прошлого года реальный Javelin поднялся в воздух, а к настоящему моменту он выполнил множество тестовых полётов (фото с сайта gizmag.co.uk).

Отсюда может сложиться впечатление, что авторы Javelin просто сняли вооружение с какого-нибудь существующего УТС, преобразовав его для коммерческого применения. И такая мысль кажется тем более верной, что во всём мире уже немало пилотов-частников летают в небе на личных УТС.

Какие это машины? Списанные из ВВС разных стран самолёты известных марок, естественно, со снятым военным оборудованием, и находящиеся в той или иной степени износа.

Так вот. Изюминка всей затеи с Javelin заключается в том, что он был разработан с нуля, специально как двухместный реактивный бизнес-самолёт. Несмотря на «военные» динамику и облик, его создатели изначально нацеливались на исключительную надёжность и комфорт.

Более того, американская компания поступила с точностью до наоборот: уже после разработки своего «бизнес-джета» она создала на его базе военный УТС Javelin Mk-20 Military Trainer.

Околозвуковой полёт бизнес-класса на Javelin в представлении художника и… (иллюстрация с сайта gizmag.co.uk).

Реактивный бизнес-класс на двоих американцы разрабатывали с момента создания компании в 1998 году. Сейчас Javelin уже прошёл ряд испытаний и ожидает сертификации. Компания принимает заказы (и их уже немало), а начало серийного производства намечено на 2007-й или 2008-й год.

Для машины такого класса объявленная цена — всего $2,795 миллиона — чрезвычайно привлекательная. За сопоставимые деньги (ну, ладно, несколько меньшие) многочисленные торговые компании предложат вам списанный где-нибудь в Восточной Европе УТС L39 (чешского производства), в хорошем состоянии.

Но тут – новая, с иголочки, машина, к тому же — специально созданная как комфортабельный бизнес-самолёт, пусть с кабиной как у истребителя.

Кстати о кабине — здесь стоит самая современная авионика, передовые системы связи и навигации, показания которых выводятся на несколько цветных ЖК-экранов. Погодный радар, система предупреждения столкновений в воздухе... Кажется, авторы небольшого аппарата ничего не забыли.

…Первые «бизнесмены» для Mk-10 (это, естественно, испытатели) (фотографии Aviation Technology Group).

Есть тут даже электрическая противообледенительная система с умным управлением по обратной связи (по фактической температуре крыльев и управляющих плоскостей), которая позволяет не бояться льда и при этом экономит энергию.

Тут надо добавить, что фюзеляж и крылья Javelin выполнены из углепластика. Потому максимальная взлётная масса машины составляет всего 3,13 тонны, куда входят и пилот с пассажиром, и их багаж (да, здесь есть небольшой багажник на 91 килограмм), и топливо. Его, к слову, насчитывается 1060 литров, чего достаточно примерно для 3,5 часов полёта. Вес пустого самолёта — 2,11 тонны.

Два двигателя Williams FJ-33 с тягой по 817 килограммов каждый разгоняют самолёт до крейсерской скорости в 926 километра в час или 0,87 M. Потолок машины составляет 13,72 километра.

Компьютерные расчёты и тесты в трубе, макеты и рабочие прототипы, испытания на земле и в небе, выставки и презентации… В общем, примерно 8 лет от замысла до подготовки к серийному выпуску (иллюстрации с сайтов gizmag.co.uk и avtechgroup.com).

Номинальная дальность полёта Javelin равна 1852 километра, но её можно существенно поднять, если не гнаться за «истребительной» скоростью. Ведь на экономных 800 километрах в час (кстати, это нормальная скорость для пассажирских лайнеров) этот реактивный аппарат расходует 276,3 литра топлива в час, а на 915 километрах в час уже целых 503 литра. Об объёме бака мы уже сказали.

Скороподъёмность Javelin, равная 2743 метра в минуту, может быть, для настоящего истребителя не самая впечатляющая, но для частного самолёта — очень внушительная. Как и перегрузки, которые готова выдержать машина: +6g/-3g.

Пожалуй, лишь на сверхзвуковом истребителе вы можете испытать больше. Но спросите себя: сколько миллионов долларов стоит новенький сверхзвуковой истребитель (да хотя бы и подержанный), и кто его, вообще, вам продаст?



Кластерный мотор поднимет самолёт силой воздуха

5 июня 2006

Самолёт GlobalFlyer совершил последний полёт

24 мая 2006

Португальцы подняли в воздух беспроводный самолёт

17 мая 2006

Японцы запустят пилотируемый самолёт на 100 пальчиковых батарейках

18 апреля 2006

Орёл-оператор помогает строить самолёты

11 апреля 2006