Спорт-машина изображает оторванность от земли

Мы специально выбрали эту несколько парадоксальную картинку, на которой машина уже не автомобиль, но ещё и не самолёт – один из моментов 30-секундной автоматической трансформации (иллюстрация с сайта labicheaerospace.com).

Хотите – не верьте, но продавать эту машину планируется в виде набора-конструктора «Сделай сам». Чтоб поддержать на нужном уровне стоимость ($175 тысяч), вес и эксплуатационные качества, владелец должен обеспечить 51% рабочей силы для сборки транспортного средства. Фирма-производитель лишь обещает «Программу помощи строителю». Каково, а?

Основателя американской компании LaBiche Aerospace зовут почти в рифму — Митч Лябичи (Mitch LaBiche). Будучи авиаконструктором и пилотом, он то ли десять, то ли пятнадцать лет горит идеей летающего спортивного автомобиля №1 (Flying Sports Car — FSC-1). И вот теперь угрожает продемонстрировать на ежегодном «авиаприключении» ассоциации экспериментальных летающих машин в Ошкоше (EAA AirVenture Oshkosh 2006), что пройдёт с 24 по 30 июля, прототип своего детища.

С аналогичными обещаниями, к слову, выступили и создатели дорожного самолёта Transition, и летающего мотоцикла AirBike, так что в Ошкоше должно быть нескучно.

Что же до команды LaBiche Aerospace, то полётов или поездок своего опытного образца она на шоу не предсказывает. Так, «принесёт обновлённую информацию, покажет различные тесты масштабных моделей, видео и, возможно, преподнесёт сюрприз или два», – это цитата.

Мечты сбываются и не сбываются, но картинки рисуются (иллюстрации с сайта labicheaerospace.com).

Ну, то есть, соберутся люди, посмотрят макеты, послушают лекцию об истории того, что называется «roadable aircraft», обсудят технические проблемы, пофантазируют и разъедутся по домам. А не разлетятся, как мечтают. Что ж останется?

В сухом остатке — громада планов Митча Лябичи, результаты его исследований, экспериментов, две масштабные модели (радиоуправляемая 1:10, которая летает, плюс неподвижная «четвертушка») и нарисованный на компьютере, почти красивый спорткар FSC-1. «Созданный пилотами для пилотов». Если вы не против, давайте в этом покопаемся.

Вначале о том, что должно получиться. Машина, способная вместить пятерых (четверых взрослых и ребёнка на детском месте) и которая автоматически – за 30 секунд, якобы — превращается в самолёт и обратно.

Это полёты фантазии, которые... (иллюстрация с сайта labicheaerospace.com).

Процесс трансформации иллюстрирует видеоролик (2,4 мегабайта формата WMV). А на словах это можно описать так. Сначала кузов приподнимается на колёсах, которые, покинув колёсные ниши, становятся шасси.

Затем сзади, там, где у нормальных автомобилей находится багажник, раскладываются стабилизаторы (они играют роль рулей высоты и направления), между ними «раскрывается» четырёхлопастный воздушный винт.

Следом раскладывается переднее горизонтальное оперение (в FSC-1 используется так называемая «схема утка»), а потом появляются сами крылья, прятавшиеся в сложенном пополам виде над днищем (внутри крыльев, кстати, топливо хранится — 386 литров).

...Которые отличаются от полётов в реальности. Летит радиоуправляемая модель в масштабе 1:10 (фото с сайта labicheaerospace.com).

В общем, преобразование туда и обратно за полминуты. По земле автомобиль носится с самой высокой скоростью 290 км/час (разгон с нуля до 128 км/час за 7 секунд, между прочим), а летает по воздуху — 515 км/час максимум (на экономичной скорости 370 км/час можно пролететь примерно 1700 км). Потолок — 5,5 тысяч метров.

Полный вес в 1,6 тонны ни за что бы не поднялся, если бы не запланированный двигатель от Chevrolet Corvette (6-литровый V8) мощностью 450 лошадиных сил, расположенный перед задней осью, как у многих суперкаров.

Подниматься в воздух с шоссе и садиться на дорогу, естественно, никто не разрешит, так что владельцам Flying Sports Car одна дорога – на настоящие взлётно-посадочные полосы, государственные или частные. Кроме того, обязательно нужно будет получить лицензию пилота.

В нелётную погоду FSC-1, «самый быстрый в мире автомобиль, допущенный на дороги общего пользования», гордо пребывает в элитном классе вместе с Porsche, Ferrari и прочими.

А этот макет «летал», будучи подвешенным перед лобовым стеклом внедорожника. Видимо, проверяли аэродинамику (фото с сайта labicheaerospace.com).

Тут напрашивается вопрос к Митчу: почему бы вам действительно не построить суперкар, просто классный спортивный автомобиль, не летающий? Лябичи отвечает, что идея FSC появилась не спонтанно и не случайно. Это, дескать, результат многолетнего развития нескольких проектов, включая аппарат с вертикальным взлётом и посадкой, дорожный самолёт и, наконец, летающее авто.

LaBiche Aerospace пишет: "После долгих лет исследований технических достоинств различных проектов был достигнут прорыв, когда мы задали несколько ключевых вопросов. «Некоторые довольно неглупые люди в прошлом строили автомобили, которые могли летать, но они так и не продали их. Так какое же транспортное средство клиенты хотят купить?».

Несколько лет компания путём анкетных опросов выясняла это и в результате маркетингового исследования узнала:

Перед вами обнародованные на сегодняшний день снимки прототипа, который будет демонстрироваться на шоу в Ошкоше. Негусто (фото с сайта labicheaerospace.com).

Внешний вид летающей машины в наземном варианте чрезвычайно важен. И езда по земле важна не меньше, чем полёты. Очень желательно автоматическое преобразование из ездящего в летающее. 95,7% потенциальных владельцев хотят только ездить, и 85% времени транспортное средство должно использоваться как автомобиль.

Средняя поездка — это путешествие в два места назначения, а среднее расстояние — 893 километра. Видимо, поэтому минимальная скорость полёта должна в 3 раза превосходить среднюю скорость поездки.

76% опрошенных сказали, что женаты или имеют много членов семьи. 73% сказали, что главное препятствие при покупке самолёта — это «нехватка полезности» как для себя, так и для семьи. 55% признались, что хотели бы транспортное средство, по меньшей мере, с 4 местами.

Двери по типу «крыло чайки», а крылья сделаны по схеме «утка» (иллюстрации с сайта labicheaerospace.com).

Вот эти, несколько сумбурные основные требования легли в основу при проектировании FSC-1. А что же принцип «Сделай сам»? Неужели большинство хочет собирать столь небезопасную машину самостоятельно?

Маловероятно. Но ко множеству доводов в пользу автомобиля-конструктора LaBiche Aerospace добавляет, что машина будет лицензироваться «набор» (kit car или kit vehicle) и экспериментальный самолёт экспериментального же домашнего изготовления. Страхуется? Типа, мы не виноваты, это он сам собрал?

Трудно представить, что проект в его нынешнем или даже сильно усовершенствованном виде получит одобрение Федерального управления авиации США (FAA), а без него никак. Но неисправимый оптимист Лябичи на вопрос о возможности приобретения FSC-1 отвечает, что продажи начнутся «когда-нибудь в ближайшем будущем».



Установлено самое безопасное место в автомобиле

28 июня 2006

Летающий плот будут продавать по всему миру

27 июня 2006

Тасманийский паром скользит по волнам на авиадвигателях

26 июня 2006

Очень простой электромобиль завоевал золото на Challenge Bibendum

26 июня 2006

Показан городской электромобиль с быстрой зарядкой

22 июня 2006