Новый Шепард балансирует на огненном хвосте

Глядя на взлёт Delta Clipper, легко представить, как будет выглядеть старт космического аппарата основателя Amazon.com (фото NASA).

Немало людей, хотя бы профессиональные космонавты и астронавты, могут похвастаться, что поднимались в космос «верхом» на ярком столбе ревущего пламени. Но никто из них ещё не возвращался на Землю таким же способом. Однако через четыре года такой трюк станет доступен частникам, купившим билет у компании Blue Origin.

Джефф Безос (Jeff Bezos), основатель знаменитого интернет-магазина Amazon.com, о своих космических планах объявлял ещё более полутора лет назад (осенью 2004-го). С тех пор от его компании Blue Origin почти и не поступало новостей, что с удовольствием компенсировали другие участники молодой частной космической отрасли, поставляя массу любопытной информации о новых проектах, испытаниях узлов и целых прототипов.

Между тем Blue Origin, сайт которой крайне скуп (и это мягко сказано) на сведения о проекте, а проще говоря — не сообщает о нём ничего, судя по некоторым публикациям в Сети, не стояла на месте.

Безос купил ранчо под названием Corn Ranch в Техасе, площадью аж в 668 квадратных километров (более половины площади Москвы), где и намерен построить свой космодром.

А сегодня в небольшом (3 тысячи населения) городке Ван Хорн (Van Horn) должны состояться общественные слушания по обсуждению возможного экологического воздействия (или его отсутствия) полётов суборбитальных кораблей Безоса. Почему здесь? Просто это населённый пункт, находящийся ближе всех прочих к будущему частному космодрому американского миллионера. Их разделяет 40 километров.

Этому ранчо, купленному Джеффом Безосом, видимо, судьба стать техасским космодром (фото AP/Tony Gutierrez).

Blue Origin, совместно с федеральным управлением авиации США (FAA), подготовила 229-страничный документ (PDF-файл, 12,4 мегабайта) из которого явствует, что ни для вымирающих видов животных, ни для культурного наследия коренных американцев, проект Безоса опасности не представляет.

Это обычная процедура в ряду бюрократических шагов, предшествующих разрешению на полёты. Зато теперь у интересующихся космонавтикой появилась возможность несколько больше узнать о самом проекте.

Так стало ясно, что аппарат, на котором Blue Origin намерена катать туристов к номинальной границе атмосферы и космического пространства (100 километров), это, фактически, развитие экспериментальной ракеты Delta Clipper Experimental (он же DC-X), созданной некогда в McDonnell Douglas (компании, влившейся в 1997 году в Boeing) по заказу американских минобороны и национального космического агентства.

Особенностью Delta Clipper, действующего прототипа многоразовых космических систем будущего, был вертикальный старт и вертикальное же мягкое приземление, с балансированием на струе включённых двигателей.

Так же будет летать и корабль New Shepard. Да, по неофициальной информации, не подтверждаемой представителями компании, так назван многоразовый суборбитальный аппарат от Blue Origin. В честь первого американца в космосе Алана Шепарда (Alan Shepard).

Будем считать это рабочим названием и посмотрим — что же это такое. Судя по рисункам компании, фактически, это и есть Delta Clipper, только снабжённая отделяемой обитаемой капсулой на вершине. Да, добавим, и с другими компонентами ракетного топлива.

Машина конической формы (основание — примерно 7 метров, высота — 15 метров) будет подниматься в космос на жидкостных реактивных движках, питаемых концентрированной перекисью водорода и керосином.

Общая масса топлива — 54 тонны, и это, очевидно, большая часть массы корабля. Тяга движков должна составить примерно 100 тонн, так что за 110 секунд они должны поднять аппарат на высоту 40 километров, разогнав его до большой скорости.

Дальше двигатели выключатся, а подъём до заветных 100 километров над планетой продолжится по инерции. Тут пассажиры (3 человека, или больше) и смогут насладиться минутами невесомости.

Приземление DC-X (фото NASA).

После энного времени свободного падения New Shepard снова должен запустить двигатели и только с их помощью аккуратно вернуться на ту же бетонную стартовую площадку, с которой взлетал. Кстати, вся техническая инфраструктура космодрома близ техасского городка Ван Хорн займёт 1% территории ранчо, но площадь вокруг пригодится при отклонении ракеты от заданного курса.

Эта схема, заметим, очень похожа на "реактивный лифт", создаваемый другой американской компанией. Правда, та придумала для стабилизации ракеты при посадке раскрывать перевёрнутую «юбку».

Обложка доклада, подготовленного Blue Origin и FAA, показывает, как будет выглядеть аппарат, возможно, названный New Shepard (иллюстрация с сайта ast.faa.gov).

Важно отметить, что для посадки New Shepard, как вариант, рассматривается разделение пассажирской капсулы и собственно ракеты в верхней точке траектории, с раздельным приземлением: ракеты на «огненном хвосте» (не забывайте — это многоразовая система), а капсулы — на парашюте.

Эта же система разделения (при помощи маленьких твердотопливных двигателей в капсуле) должна быть задействована при аварии на любом участке полёта.

Вся электроника, необходимая для управления полётом (а он продлится, кстати, 10 минут), находится на самом корабле, так что потеря связи с центром управления на безопасности рейса никак не скажется.

Blue Origin утверждает, что первые 10 лётных испытаний её корабля могут состояться уже в этом году. Они будут продолжаться по минуте, и при этом ракета должна достичь высоты порядка 610 метров, а главное — мягко сеть обратно на реактивной струе.

За следующие три года компания намерена проводить по 25 тестовых запусков ежегодно, постепенно доведя высоту полёта до 100 километров, а время до «более чем» 10 минут в воздухе.

Коммерческие же полёты, в случае успеха испытаний, могли бы начаться в 2010 году, с возможностью проведения до 52 таких рейсов в год.

По плану, ракета Безоса будет опускаться на ту же площадку, с которой взлетала, но гигантские просторы космодрома должны послужить безопасной (огороженной и охраняемой) зоной для аварийной посадки (фото FAA).

Тут нужно вспомнить, что в конце 1990-х Delta Clipper достиг максимальной высоты полёта в 3,14 километра и установил мировой рекорд: удивительно короткий 26-часовой промежуток между двумя запусками одного и того же экземпляра ракеты многоразового использования.

И хотя проект был свёрнут (среди прочего, из-за того, что сам Delta Clipper сгорел, неудачно приземлившись, а построить новый посчитали неоправданно дорогим), он дал много полезной информации относительно поведения такого типа реактивного аппарата.

Многие специалисты, работавшие над Delta Clipper, позже перешли в Blue Origin, так что начинать на пустом месте компании не приходилось. И, справедливости ради, нужно заметить, что Delta Clipper совершил несколько абсолютно успешных полётов с аккуратным приземлением на тяге двигателей.

Что увидят космические туристы в 2010-м — предсказать сейчас не берёмся. Возможно, это будут звёзды над головой и… звёзды под ногами.

Откуда вторые? Это светящиеся города. Безос сотоварищи говорят, что клиенты смогут заказать экзотический ночной суборбитальный полёт. Ранее ни одна из фирм, работающих сейчас над проектами посылки туристов на высоту 100 километров, о такой удивительной возможности не заявляла.



У туристов появилась возможность выйти в открытый космос

24 июля 2006

Учёные наносят на карты детали континента Занаду

24 июля 2006

Шаттл Discovery проходит быструю подготовку к полёту

21 июля 2006

Астрономы рассмотрели аномальную вспышку новой

20 июля 2006

Неземной плацдарм. Часть вторая: поставка боеприпасов

19 июля 2006