Он появился на международном авиасалоне в полный рост, да ещё и в угрожающем чёрном цвете. И с оружием, к тому же. Летающий автомобиль из Израиля, который уже стал забываться из-за череды невыполненных обещаний, вернулся с одной лишь заявкой «возьмите на службу в армию США». Теперь машина, помимо вертикальных взлётов и посадки, интригует ещё и ездой по земле.
«Мы только что вернулись из Великобритании, с Международного авиашоу в Фарнборо (Farnborough International Airshow), где полномасштабная модель машины X-Hawk Fancraft демонстрировалась в течение целой недели, с 17 по 23 июля, в павильоне компании Bell Helicopter. Тысячи посетителей имели возможность увидеть, на что будет похожа военная версия X-Hawk, повстречать некоторых людей, связанных с этим проектом, и узнать больше о технологии Fancraft, — говорится в пресс-релизе.
— Компании Bell Helicopter и Urban Aeronautics в прошлом году сотрудничали, чтобы получить финансирование американского правительства для развития военной версии X-Hawk с целью её использования, прежде всего, в качестве боевого транспортно-десантного аппарата. Специалисты университета Пенсильвании (Penn State University) также вовлечены в этот проект. Мы выложим дополнительные детали, как только они будут готовы для обнародования».
С таким сообщением выступила 25 июля израильская фирма Urban Aeronautics, с которой наши читатели, интересующиеся летающими автомобилями, неплохо знакомы. Ниже мы всё же напомним предысторию, но прямо сейчас расскажем, что было показано на авиасалоне.
Над публикой с массивного постамента нависал хищного вида чёрный аппарат с двумя шестиствольными пушками M61 Vulcan калибра 20 мм. Заявленные «авиационной» прессой размеры этой, разумеется, нелетающей модели 8,2 метра, а ширина 4 метра, а высота 3,3 метра (хотя на снимках кажется, что «Хоук» поменьше; может, всё-таки размеры прежние 4,7 х 2,5 метра?). Это какие-никакие факты, а остальное вообще — сплошь теория.
По последним оценкам, такой вот X-Hawk мог бы летать с максимальной скоростью 250 км/час на высоте примерно 3,5 км, неся на себе 1362 кг полезного груза («Хоук», по идее, должен будет вмещать 11 бойцов плюс один пилот). Вес самой машины – около 2 тонн.
Раньше такого не было, но отныне ожидается, что аппарат сможет и ездить по улицам на скоростях 16-19 км/час.
В качестве двигателей для двух горизонтальных роторов диаметром 2,5 метра пока рассматривается пара турбовальных Honeywell LTS101, но возможна установка и более мощных моторов: LHTEC CTS800 или MTR390.
Продолжительность миссии этого аппарата не превышала бы 2 часов, но в компании уверены, что такой «выносливости» достаточно – для более длительных миссий, по их словам, можно выбрать «что-нибудь более подходящее», самолёт или вертолёт.
«Изначально мы рассматриваем X-Hawk исключительно как предложение американским вооружённым силам и обратились к Управлению военно-морских исследований (Office of Naval Research — ONR). Цель презентации здесь, в Фарнборо, состоит в том, чтобы ускорить получение финансирования. Это не должно быть 25-летней программой, но оно может ею стать, если мы сейчас упорно не потрудимся, чтобы пробудить интерес», — сообщил Джон Татро (Jon Tatro), директор Bell Helicopter по развитию перспективных концептов.
Он всерьёз рассчитывает на деньги ONR, $500 тысячный контракт для начала, упоминая, впрочем, и переговоры «с другими потенциальными американскими военными клиентами».
Теперь заметим, что полномасштабный опытный образец данного аппарата построен не впервые. Был и другой, который даже отрывался от земли на несколько сантиметров. А посему – предыстория.
Доктор Рафи Йоли (Rafi Yoeli), вдохновлённый летающим джипом Piasecki и возглавляющий Urban Aeronautics, ещё с сентября 2001 года обещал, что его аппараты CityHawk и TurboHawk полетят в первой половине 2002-го (читайте наш первый рассказ об этом). После паузы была объявлена готовность №2 (смотрите вторую статью). И снова тишина.
В марте 2003-го Рафи Йоли прислал в редакцию «Мембраны» письмо, отрапортовав о начале лётных испытаний. Через год, в мае 2004-го, прошла информация о завершении лётных испытаний, окончании анализа их данных, успехах в техническом развитии и сотрудничестве с партнёрами. Затем была малоинформативная весточка в декабре 2004 года.
О том, что идея Urban Aeronautics не умерла окончательно, начиная с лета 2005-го стали свидетельствовать сообщения о модели в масштабе 1:10. Год назад её впервые показали на встрече Американского общества вертолётчиков (American Helicopter Society — AHS), ещё свозили её в Лондон, причём и там, и там собрали массу восторженных отзывов и, как заявила фирма, «завязали новые отношения со множеством важных игроков».
В августе 2005-го модель неплохо прошла туннельные испытания в университете Аризоны (University of Arizona), в апреле-мае этого года с летающими машинами познакомилась Ассоциация армейской авиации Америки (Army Aviation Association of America — AAAA или «Quad-A»), кроме того, было объявлено, что «работа над демонстратором концепции продвигается как запланировано». И вот теперь имел место дебют полномасштабного прототипа X-Hawk на авиасалоне в Фарнборо.
В пресс-релизе американской компании Bell Helicopter, на правах старшего брата участвовавшей в представлении концепции Urban Aeronautics, как и следовало ожидать, встречаются сочетания «передовой подход», «революционная технология» и «универсальное воздушное транспортное средство».
Из этого же релиза следует, что партнёры с целью ускорения развития X-Hawk выработали поэтапный подход. В первой фазе будут выполнены оценка технологии и анализ рынка с возможным подключением новых источников финансирования. Во второй фазе будет построен демонстратор, а дальше видно будет. То бишь, «а потом всё сначала, я ждала и скучала»?
Вроде бы, не совсем. Рафи Йоли говорит, что демонстратор полетит по-настоящему «в течение 10 лет, 15 — самое большее», и для этого прямо сейчас ищутся «дополнительные $10 миллионов». Предполагаемая цена X-Hawk будет сопоставима с военными представителями «царства вертолётов» — около $6 миллионов.