Реактивные карты наследуют начинку истребителей и грузовиков

Газотурбинный карт Райта и Дональда лишь один из сонма необычных аппаратов, создаваемых по всему миру (фото с сайта jetkart.co.uk).

Первое правило для зрителей: не стоять позади автомобиля. Второе (по желанию): пользоваться берушами. Третье: непременно захотеть построить такое самому. Такое — это, к примеру, реактивный карт. По этим законам работают съезды «реактивных» автосамодельщиков. Причём картами их интересы не ограничиваются.

Ещё недавно мы удивлялись реактивным инвалидной коляске, кабинке для туалета, креслу, «Фольксвагену» "Жуку" и мотороллеру. Но, покопавшись в Сети, обнаружили, что подобное развлечение — далеко не единичные случаи. Оказывается, многие собирают из самых разнообразных ингредиентов нечто непонятное, быстрое и непременно — с длинным огненным хвостом.

Первый реактивный карт, который привлёк наше внимание — британский Jet Kart. Детище Чи Райта (Chy Wright) и Генри Дональда (Henry Donald) из Западного Йоркшира.

Аппарат этот далеко не нов, но регулярно всплывает на разных ресурсах, появляется на обложках журналов и в телевизионных передачах. Возможно потому, что этот автомобильчик не только оснащён необычным движком, но и колоритно выглядит.

Как и во многих сходных случаях, для авторов таких машин (а на этом кадре перед нами снова творение пары британцев) главное притяжение исходит не от собственно большой скорости. Едва не важнее — внешний эффект. И звук, конечно (фото с сайта jetkart.co.uk).

Обтекаемый кузов и загнутые кверху крылышки говорят о недюжинных способностях аппарата. Точного значения скорости, впрочем, его авторы не приводят, но, судя по видео (ролики можете найти на этой странице), обычные карты от Jet Kart явно отстанут.

Помните реактивные магистральные тягачи? Эти грузовики шутя набирают 600 километров в час. Ещё бы — на них ставят движки от истребителей.

Вот Чи и Генри тоже, наверное, были бы не прочь поставить двигатель от истребителя на свой карт, да только это всё равно, что втискивать слона в чемодан. Однако и в их проекте нашлось место для «привета» от ВВС. В качестве исходного ингредиента для своего турбореактивного мотора друзья воспользовались турбовальным движком Plessey Dynamics Solent MK101.

Один из реактивных картов Хэддока (о нём — ниже). Справа: реактивная тележка для супермаркета Энди Тайлера (Andy Tyler). Правда тут стоит не турбореактивный, а импульсный реактивный двигатель (фото с сайта nickhaddock.co.uk).

Этот агрегат, маленький и лёгкий, однако, развивающий 70 «лошадок», в 1960-х применялся как встроенный стартёр в истребителе Phantom F4. Для того, чтобы на MK101 можно было кататься, британским самодельщикам пришлось решить массу проблем со смазкой и охлаждением движка, ведь изначально он рассчитан на работу не более чем в течение 40 секунд за один раз. Пришлось вокруг него сооружать целый набор систем, а также — трансмиссию, приводящую задние колёса.

Впрочем, реактивный выхлоп от этого монстрика, очевидно, тоже даёт немало тяги. Не зря же целый ряд энтузиастов строит миниатюрные турбореактивные движки для картов и похожих маленьких тележек, рассчитывая как на движитель именно на эффектный огненный хвост сзади.

Реактивный карт ещё одного британского энтузиаста, некоего Делла (Dell). Внизу: а этот карт собрал Марио Каваньяк (Mario Cavaignac) из Бразилии (фотографии с сайта nickhaddock.co.uk).

Как правило, такие аппараты собирают, используя как отправную точку агрегаты турбонаддува автомобилей. Инструменты по металлу, сварка, запчасти от самых разнообразных машин: и вот уже небольшие турбины дополнены собственной системой питания (чего только в них не жгут: и реактивное топливо A1, и, к примеру, пропан), всяческими глушителями, реактивными соплами и прочим в том же духе.

Немало таких самоделок можно найти на странице британского энтузиаста Ника Хэддока (Nick Haddock), который и сам выполнил не один подобный проект, и собрал коллекцию аналогичных реактивных тележек, созданных другими фанатами самодельных турбореактивных монстров в Британии, США и других странах.

Turbitrac. Пытались ли на этом сооружении поставить рекорд скорости для тракторов — не сообщается (фото с сайта nickhaddock.co.uk).

Особенно тут стоит отметить Turbitrac Гарри Пэкама (Gary Packham). Это небольшой трактор на реактивной тяге.

Быстро ли он ездит сказать сложно. Но раскалённая струя и нагретое до красного и, частично, белого каления сопло – ночью выглядят здорово.

Бывает и такое. Чем не истребитель? (фотографии с сайта nickhaddock.co.uk).

На этой странице Ника можно найти фотографии и видео разнообразных реактивных штуковин и фото-отчёты о слётах энтузиастов таких странных аппаратов. Судя по фотографиям, движение реактивных картов живёт и развивается. А судя по некоторым видео – создатели этих машин иногда отваживаются выезжать на них на обычные дороги. Правда, когда на горизонте – никого не видно.

Хэддок же сейчас работает над прилаживанием турбореактивного двигателя к тележке для гольфа. К чему ещё надумают прицепить такой привод — даже страшно подумать.



Французы сделали детский вариант самоката Segway

15 августа 2006

Второе рождение самоката повернуло чёрный руль

14 августа 2006

Горячий воздух в личном дирижабле обеспечит тихое срывание листьев

8 августа 2006

Надувной приятель сопровождает даму в пугающей тьме

4 августа 2006

Уникальный дизельный снаряд прошёл скоростные тесты

4 августа 2006