Лесной граммофон исполняет каплями партитуру ямы

Трудно поверить, но здесь происходит сборка музыкального инструмента. Очевидно, из-за монументальности «Партитуру для дыры в земле» иногда называют органом (фото с сайта scoreforaholeintheground.org).

$95 тысяч — эту немалую сумму бывший музыкант известной панк-фолк-группы The Pogues выиграл для реализации своего странного проекта. Фонд, организовавший состязание, не остановило даже название задумки — «Партитура для дыры в земле». И всё потому, что дыра необычная, и к ней кое-что приделано.

Суперпроект Score for a Hole in the Ground — не просто гигантская копия граммофона, с какой-то радости возведённая посреди леса. Мало того, что раструб «граммофона» держится на вертикальной трубе высотой семь метров (что впечатляет само по себе), так он ещё и передаёт из-под земли звуки почти природного происхождения.

Есть в этом что-нибудь, кроме эффекта? Оказывается, есть. И даже не голая концептуальная инсталляция, за которую, не пускаясь ни в какие разъяснения, могут легко «спрятаться» современные художники. Тут целая история.

Итак, знакомьтесь: Джереми Файнер (Jem Finer). До 1996 года он играл в The Pogues на банджо, гитаре, мандолине, саксофоне и других инструментах, потом покинул коллектив, основал свой, но это не так важно. Важно другое. В начале 2005 года Джем узнал о необычном старинном элементе дизайна японских садов — суикинкуцу (suikinkutsu). Как узнал? Приехал к храму в Киото и увидел. Хотя это устройство трудно заметить, так как оно представляет собой керамический или металлический сосуд, закопанный в землю.

Слева — общий вид суикинкуцу. Справа — суикинкуцу в саду в префектуре Айчи, Япония (иллюстрация и фото с сайта en.wikipedia.org).

В его верхней части проделано небольшое отверстие, через которое внутрь попадает дождевая вода. Капли создают приятный звук, настраивающий на медитативное настроение и дополняющий своеобразную картину японского сада (об известном японском саде мы, кстати, как-то рассказывали). А чтобы услышать звучание суикинкуцу, японцы используют бамбуковые палки, опуская их, как слуховые трубки, в землю. Впрочем, иногда для прослушивания хватает и «невооружённого уха».

Сборка «граммофонной части» — трубы и раструба — производилась в специальном цехе (фото с сайта scoreforaholeintheground.org).

Джереми настолько понравилось это древнее изобретение, что он решил воспроизвести его, только на современный лад и в более «европейском» масштабе.

Для начала он задумал сделать особую «акустическую камеру», звучащую мощнее глиняного горшка. С этой целью Файнер нанял бригаду рабочих с техникой, которые в одном из лесов графства Кент вырыли яму семиметровой глубины, а её стенки укрепили с помощью бетонных колец.

Всё честно: своё изобретение автор должен сначала испробовать на себе (фото с сайта scoreforaholeintheground.org).

Звучать эта британская версия суикинкуцу должна была довольно громко. Но слушать редкое, хотя и регулярное капанье поначалу может показаться занятием довольно скучным. Поэтому японские авторы суикинкуцу (а теперь и Файнер) для разнообразия также использовали сосуды, в которых за время дождя должно накопиться некоторое количество воды.

Правда, в отличие от японцев, устанавливавших для этого небольшие ёмкости, Файнер надумал, выдерживая «дух масштаба», использовать целый пруд! Поблизости такого водоёма, увы, не оказалось, поэтому музыкант решил сделать пруд своими силами!

«Граммофон» до «дыры» в руках не донесёшь (фото с сайта scoreforaholeintheground.org).

Место для строительства в Королевском Лесу (King’s Wood) было выбрано неспроста. Земля здесь богата мелом, после дождя не образовываются сильные ручьи и потоки, а вода скапливается в естественных углублениях. Поэтому Файнер воспользовался этой особенностью почвы и сделал искусственное углубление — с помощью экскаватора.

Общий вид установки. Как видно из схемы, пруд должен находиться немного выше ямы с раструбом (фото с сайта scoreforaholeintheground.org).

А вот остальная часть установки уже не напоминает о суикинкуцу даже в масштабе. Изобретатель понял, что «дыра в земле» не будет громкой, и, чтобы капли падали звучно, снабдил своё детище рупором, по форме — как у граммофона. А чтобы было далеко слышно, рупор приделал к длинной трубе, выходящей из этого отверстия.

Это, конечно, не подъёмный кран в лесу, но выглядит не менее гротескно.

Нижним концом труба уходит под землю, где разделяется на несколько параболических рупоров, предназначенных для лучшего улавливания звуков капель.

В результате всего этого лес обзавёлся такой фотогеничной достопримечательностью (фото с сайта scoreforaholeintheground.org).

Чтобы конструкция не переполнялась (иначе просто не будет капель), на дне её установлена труба, которая не даёт воде подняться выше определённого уровня. А чтобы усилить звук, верхнее бетонное кольцо на высоте поверхности закрыто большой стальной крышкой, резонирующей и делающей звук более слышимым и гулким.

По черновику проекта, в принципе, можно догадаться, что его автор — музыкант. И уж точно не инженер (иллюстрация с сайта scoreforaholeintheground.org).

Сейчас установка собрана, хорошо функционирует и издаёт разные звуки (например, такие — файл MP3; 4,66 мегабайта — благодаря не высыхающему в тени пруду были записаны в сухой день).

Если можно сказать, что иногда лес пытается удивить нас своим обращением с водой, то «Партитура для дыры в земле» — это своеобразный ответ людей на стыке ландшафтного дизайна и музыки.

Да-да, не просто какого-нибудь абстрактного «саунд-арта», а музыки, ведь впоследствии Файнер хочет использовать специально настроенные трубы, которыми можно будет ловить строго определённые тона.

Получившиеся ноты он тогда запишет по отдельности и составит композиции. Или оставит «творчество природы» в необработанном виде.

Вид раструба со стороны искусственного пруда. Жалко, что в этом районе в почве содержится много мела. А то рядом с музыкальной трубой можно было бы заодно и рыбку половить (иллюстрация с сайта scoreforaholeintheground.org).

Это будет намного интереснее всяких успокаивающих звонков в лес и дисков с птичьими песнями.

Авторские права на эти записи будут, очевидно, принадлежать Файнеру, а не Королевскому Лесу. Кстати, не пора ли «зелёным» возмутиться по поводу нарушения копирайта матушки-природы?



Массивный рожок издалека заводит раструбом слушателей

12 сентября 2006

Большой Зонтик раскрыл под дождём одиночество Мир

6 сентября 2006

Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух

6 сентября 2006

Паропанковый кипяток двигает игрушки со спиртом

5 сентября 2006

Воображение kOnyk рисует проекты инопланетного свойства

5 сентября 2006