Бесструнные арфы играют мелодии лазерными лучами

Коллективное «рубилово» на арфе на фестивале Burning Man. Особенность последних работ Джен Левин заключается в том, что на них одновременно могут играть сколько угодно человек (фото с сайта blueink.com).

У архитектора Джен Левин (Jen Lewin) необычное хобби — она делает лазерные арфы. Что это такое? Это одновременно и музыкальные инструменты, и художественные инсталляции. Главный их элемент — лазерные лучи, которые и «отвечают» за звуковой эффект. Удивительно, не правда ли?

На самом деле всё просто и понятно. Но такова уж специфика современного искусства: автор непременно должен всё разъяснить, обязательно сдобрив свои пояснения туманными и загадочными понятиями. И, естественно, назвать всё это концепцией.

Итак, концепция лазерных арф в истолковании Джен: «Использование света вместо реальных струн меняет наше восприятие пространства и материи.

То, чего физически не существует (виртуальная струна), действует так, как если бы оно там было». Прямо поэзия!..

Одна из первых арф, сделанная в 1999 году (фото с сайта blueink.com).

Взяв на вооружение эту — или какую-нибудь другую — «закрученную» формулировку, а то и вовсе без неё, Джен занялась лазерными арфами ещё в 1997 году и с тех пор успела сделать их 8 штук. Такое вот увлечение.

Она утверждает, что все арфы отличаются друг от друга: одни выполнены в виде элегантных деревянных скульптур, другие не так изящны, но зато водостойкие и устойчивые к погодным воздействиям.

Одну из таких арф Джен Левин сделала на грант фонда Black Rock Art, представила её широкой публике в прошлом году на фестивале Burning Man, а сейчас показывает свой инструмент на Wired NextFest. Поэтому, по словам художницы, арфу пришлось защитить не только от ветров, дождей и грязи, но и от «физического воздействия посетителей».

Известный современный композитор Жан Мишель Жарр (Jean Michel Jarre) когда-то придумал свою лазерную арфу и вовсю на ней играет. Повлияло ли его изобретение на разработку Левин — неизвестно (фото с сайтов news.bbc.co.uk и pl.wikipedia.org).

Чтобы получше продемонстрировать возможности арфы и привлечь внимание зрителей, Джен решила сделать её составной. Инсталляция состоит из трёх арф, которые можно составлять каким угодно образом (каждая питается от автономного источника электротока). Кстати, Джен так и переставляла свои творения все дни выставки. То есть каждым утром инсталляция оказывалась как бы новой.

«Лазерные рёбра» (Laser Ribs) — арфа 2001 года (фото с сайта blueink.com).

Впрочем, утром, как и днём, смотреть особо не на что — обычные стальные каркасы. А вот ночью происходило нечто волшебное. Вертикальные лучи, начинающиеся у самой земли и резко «обрывающиеся» на высоте до трёх метров в открытом пространстве, в чистом поле, так сказать, — зрелище воистину чарующее. Но посетители не забывали и про музыкальную составляющую конструкций. И не зря — она тоже оказалась крайне необычной.

Ведь струны — это лучи, которые не только можно «дёргать», но и проходить насквозь. Можно даже сыграть целую композицию — пробегая (или проходя, в зависимости от музыкальных предпочтений) по разным арфам: разумеется, если конфигурация позволяет.

Джен Левин и её арфа на фестивале Burning Man. Сборкой заниматься пришлось самостоятельно… (фото с сайта blueink.com).

По прикидкам, лучей-струн хватает октав на пять: можно изобразить (до чего же подходящее слово!) что-нибудь очень симфоничное, тем более что играть могут несколько человек сразу. Но не для того делась арфа лазерной, чтобы её использовали как обычную. Поэтому Джен решила добавить в неё кое-какие «фишки», которые и не снились композиторам, сочинявшим партии для арф.

Эта арфа — одна из последних — приспособлена как для домашних, так и для «боевых» условий (фото с сайта blueink.com).

К примеру, пересечение с одним лучом может дать два десятка самых разных сэмплированных звуков, амплитуда которых, к тому же, меняется в зависимости от скорости передвижения: чем быстрее, тем громче. Джен говорит, что так можно играть самые разные мелодии — в основном, медитативного и атмосферного характера.

…К тому же на обычной арфе всем телом не поиграешь… (фото с сайта blueink.com).

На сайте Джен есть видеоролики с игрой на лазерных арфах, сделанные в 2001 и в 2004 годах — есть что посмотреть и послушать.

Некоторые конфигурации составной арфы, использовавшиеся на Burning Man в разные дни (фото с сайта blueink.com).

Заканчивая рассказ о замысле лазер-арф, Джен вдруг вспоминает о том, что её инсталляция «оснащена лазерами класса, признанного безопасным для использования при прямом воздействии». После такого интересного объяснения концепции слова о классе аппаратуры звучат как банальность.

Но Джен можно понять: ведь эти арфы, пожалуй, одни из немногих интерактивных скульптур, для которых найдётся место в музыкальной индустрии — и даже не виртуальное.

Впрочем, поживём — увидим. А пока это только хобби. Удивительное хобби.



Лесной граммофон исполняет каплями партитуру ямы

25 сентября 2006

Лазерная ПВО положила глаз на летающую взрывчатку

14 июля 2006

Получен лазерный луч с сечением в виде концентрических колец

29 июня 2006

Тритара удивляет музыкальный слух неправильными гармониками

8 июня 2006

Новый прибор позволяет управлять концертом кончиками пальцев

5 апреля 2006