Железнодорожный автобус прекрасно сходит с рельсов

Этот автобус японцы разрабатывали и испытывали в течение шести лет. И вот пришло время похвастаться своим детищем (фото с сайта yimg.jp).

Как по-японски сказать «двухрежимное транспортное средство»? Очень просто: «добуккуредзимуное торансупорутоное суреддосуво». Но это — если русское словосочетание воспроизвести в японской транслитерации. А на своём языке японец произнесёт «дюару модо бикуру». Или же молча сядет в автобус, который помчит его и по шоссе, и по железной дороге.

Новость заключается в следующем: японская компания JR Hokkaido (Hokkaido Railway Company) объявила, что в апреле 2007 года запустит в эксплуатацию своё двухрежимное транспортное средство DMV (Dual Mode Vehicle). Первым откроется туристический маршрут из Хамакосимицу (Hamakoshimizu) в Мокото (Mokoto) — жёлтые транспортные средства будут ехать в «пункт Б» 11 километров по рельсам, как поезда, а возвращаться в «пункт А» 21 километр по обычным дорогам, как автобусы.

Вам может показаться, что DMV — просто экзотическое развлечение для туристов. Это совсем не так: на любопытных путешественниках двухрежимное транспортное средство лишь пройдёт двухлетнюю финальную обкатку.

А в случае успеха испытаний, в котором JR Hokkaido не сомневается, DMV начнёт выполнять свою главную функцию — перевозить стремительно уменьшающееся сельское население Хоккайдо.

На дороге, где «рельсовые» возможности DMV не видны, автобус способен поразить разве что дизайном. Длинный «нос»? Но ведь надо где-то прятать колёса (фото с сайта sakura.ne.jp).

Дело в том, что на острове треть линий JR Hokkaido перевозит меньше 500 пассажиров в день, то есть маршруты эти убыточны. А нетрадиционный DMV, по идее, уменьшит затраты на перевозку и сделает услуги компании более привлекательными: ожидается, что пассажиропоток увеличится, когда люди оценят удобство недорогой доставки «от двери до двери». И если крестьяне Хоккайдо признают новинку, система, вполне возможно, распространится в масштабах всей Японии, а то и по всему миру.

DMV проигрывает локомотиву по размерам, но имеет по сравнению с ним ряд преимуществ (фото с сайта sakura.ne.jp).

Разработкой DMV железнодорожники из JR Hokkaido занялись ещё в 2000 году. Специалисты компании тогда прекрасно знали, что первая попытка создания двухрежимной системы была предпринята британской компанией LMS (London, Midland and Scottish Railway) в далёком 1932-м, и что перед Второй мировой подобные разработки вели Германия, Япония и Австралия. Но, по большому счёту, безуспешно.

Благодаря этому рисунку можно разобраться в устройстве колёс DMV (иллюстрация с сайта washington.edu).

Были известны и причины неудач предшественников: во-первых, переход с одного режима на другой занимал слишком много времени (приходилось чуть ли не вручную менять колёса), во-вторых, удовольствие получалось чересчур дорогостоящим, в-третьих, нерешённой проблемой оставалась безопасность транспортных средств, в-четвёртых… Короче говоря, создатели DMV учли все чужие ошибки и, как им кажется, сделали близкое к совершенству «дуальное» транспортное средство.

Опытный образец был закончен в 2004 году, и с тех пор машину потихоньку тестируют. 25-местный автобус (то ли дизельный, то ли бензиновый, но — не электрический) имеет задний привод, то есть задние, сдвоенные колёса, обутые в обычные резиновые покрышки, толкают его и по шоссе, и по рельсам. Для железной дороги имеются четыре стальных колеса, которые на асфальте прячутся в корпусе машины.

Переключение режимов происходит быстро — всего за 10-15 секунд.

На этой схеме показан въезд на рельсы с выпуском направляющих роликов и заменой колёс (иллюстрация с сайта washington.edu).

Выглядит это примерно так. С шоссе, на котором DMV может развивать 60 км/ч, автобус в подготовленном для этого месте въезжает на рельсы. Точно позиционироваться ему помогают горизонтальные направляющие ролики, которые при бездействии тоже скрываются в недрах DMV.

Затем опускаются стальные «железнодорожные» колёса, а передние «асфальтовые» приподнимаются и повисают над дорогой. Таким образом, по рельсам машина движется на шести колёсах. При съезде на шоссе операция проводится в обратной последовательности.

Автобусы можно сцеплять между собой, но так, чтобы передние колёса каждой из машин всё равно висели в воздухе (фото с сайта sakura.ne.jp).

Самое приятное во всём этом — использование существующей инфраструктуры: обычная «железка», обычные шоссе, специально для DMV почти ничего не надо строить, разве что организовать «точки входа» на рельсы.

В JR Hokkaido также отмечают, что DMV не только устраняет необходимость пересадки пассажиров с поезда на автобус, или наоборот. Он предлагает решение и других важных проблем, например, возникающих на железной дороге после оползней или камнепада — двухрежимная машина просто объедет повреждённый отрезок, если в наличии имеется хоть какая-то дорога.

По непроверенным данным, цена одного автобуса — около $145 тысяч.

Вдали виднеются железнодорожные пути. DMV готовятся к выходу на маршрут (фото с сайта sakura.ne.jp).

В заключение скажем, что двухрежимное транспортное средство из Японии — не самое экзотическое из тех, что нам приходилось видеть.

Мы рассказывали про рельсомобили TriTrack, которые сбрасывают колёса и батареи, описывали идею автомобилей на рельсах, сообщали об автопоезде Blade Runner, который дружит с железной дорогой, и, наконец, говорили о том, как из автобуса сделать поезд.

Однако все эти проекты так и остались на бумаге, тогда как «дюару модо бикуру» уже катают представителей японских властей по рельсам и асфальту 3-километрового испытательного участка.



Инвалидный танк появился благодаря стаду лосей

23 ноября 2006

Летающая тарелка заменила все поршни в сверхлёгком моторе

17 ноября 2006

Создан ходячий катер для спасателей

15 ноября 2006

Водородные авто вскоре смогут сравняться в цене с бензиновыми

13 ноября 2006

Звуковой телескоп узнаёт птиц по голосам

13 ноября 2006