Бюджетный самолёт приглашает прилечь на бочонок с керосином

Небо для всех в представлении японского художника и изобретателя – это полёты верхом на сверхминиатюрном реактивном аппарате (иллюстрация с сайта ntticc.or.jp).

Это, несомненно, один из самых странных летательных аппаратов. Не знаем, как насчёт характеристик и оправданности схемы, но одно про него можно сказать точно: пилоту этой машины очень удобно рассматривать землю, проплывающую внизу.

Если вы болеете авиацией и случайно оказались в Японии, то до 11 марта этого года постарайтесь заглянуть в Токийский культурно-выставочный комплекс (NTT InterCommunication Center), а там – познакомьтесь с экспозицией OpenSky2.0.

«Открытое небо 2.0» — это продолжение проекта OpenSky, который с 2003 года развивает художник Кацухико Хачия (Kazuhiko Hachiya).

Пока OpenSky поднимался лишь на несколько метров (фотографии с сайтов ntticc.or.jp и petworks.co.jp).

40-летний новатор решил довести до абсолюта понятие «персональный летательный аппарат». Казалось бы, всё уже придумано до нас. И мотодельтапланы есть, и парапланы, даже вот ракетные ранцы немногочисленные смельчаки используют аж с конца 1950-х.

Существуют даже работоспособные велосамолёты. А один отчаянный пилот дошёл до того, что приделал крылья к самому себе, причём снабдил их парой маленьких турбореактивных движков.

40-летний Кацухико Хачия известен в Японии и за её пределами благодаря целой серии техно-артпроектов. Возможно, OpenSky является из них самым «техно», хотя по-прежнему «артом» (фотографии с сайтов petworks.co.jp и ntticc.or.jp).

Ни один из этих вариантов японца не устраивал. Либо характеристики аппаратов оказывались скромными, либо цена – высокой. А может, дело было в чём-то ином. Кацухико же мечтал сделать полёты действительно доступными массам. Мол, сел в самолёт и к бабушке в гости, с пирожками в лукошке. Нет, какие пирожки? Это были, конечно, суши (они же суси).

Можно было бы пойти по проторенной дорожке и сделать просто очень лёгкий самолётик, даже реактивный (вот пример). Однако японец избрал иную стратегию. Он решил строить реактивный планер, да такой, что мир ещё не видел.

Насчёт весового ограничения для пилота чётких данных нет. То ли 50 килограммов. То ли 60. Впрочем, это всё ещё не окончательный вариант машины (фотографии с сайта petworks.co.jp).

Никакой кабины. Простой бочонок из стеклопластика, внутри которого – крошечный турбореактивный движок, видимо, из тех, что производятся для масштабных авиамоделей. Пара крыльев и всё. Если не считать пилота, который лежит на этом сооружении сверху, на животе, и держится за две ручки управления, выгнутые над головой человека в некоем сомнительном подобии защитных дуг.

Почему автор проекта выбрал именно такое расположение пилота — решительно непонятно. Может, навеяло верховой ездой, а возможно, Хачия слыхал про проект летающего мотоцикла (к слову, пока не закончившийся ничем).

В таком ракурсе похоже, что человек оседлал птицу (фото с сайта petworks.co.jp).

Но, самое удивительное, самолёт OpenSky был построен и даже благополучно испытан. Здесь художник, имеющий образование, заметим, в области дизайна, а никак не аэродинамики, пошёл опытным путём. Сначала он и его соратники строили маленькие модельки планеров, кончики крыльев которых были выгнуты и так, и эдак. Их запускали с руки – посмотреть, как полетит. Потом перешли к более крупным моделям.

Затем построили масштабный прототип OpenSky, снабдили его моторчиком от авиамодели, да радиоуправлением. И проверили в деле.

Тут уж пришла очередь полномасштабных прототипов. И даже не одного (цифры 2.0 в текущей версии самолёта – не случайны).

Судя по всему, управление машиной похоже на таковое у дельтаплана – смещением корпуса пилота в подвесной системе. Но почему, всё же, пилота подвесили сверху? (фотографии с сайтов ntticc.or.jp и petworks.co.jp).

На последней версии аппарата друзья уже отважились летать сами. Правда, до полёта с двигателем испытания ещё не дошли – пока японские умельцы лишь запускали OpenSky в небо при помощи мощной резинки.

Но пилот, распластавшийся на борту машины, прекрасно ей управлял. Хотя, если посмотреть на фотографии и видеозаписи испытаний (на этой странице, а также здесь), трудно не подумать о том, что случится, если пилот не справится с управлением и машина упадёт колесом вверх. Пусть даже с очень небольшой высоты. А на большую, кстати, испытатели и не замахивались.

Да, колесо у OpenSky одно — оно расположено под центром тяжести аппарата. И ещё есть небольшая передняя лыжа.

Глядя на полёт OpenSky, трудно сказать, что сделали его энтузиасты по типично «самодельным» технологиям: фанера, стеклоткань, рейки, полимерная плёнка, шурупы и прочее в том же духе (кадры с сайта ntticc.or.jp).

Вообще же, о деталях аппарата известно немного. Сам он очень лёгок и может поднимать в воздух только весьма некрупного человека. Впрочем, в планах Хачии создание следующей версии этого самолёта, с ещё лучшими данными.

Заметим, это не первый случай, когда художник занимается авиастроением. Мы как-то уже видели персональный реактивный самолёт Kelvin 40, но по сравнению с OpenSky то был просто шикарный лимузин.

Скорее всего, OpenSky останется в истории авиации курьёзом. Но, возможно, поможет авиаконструкторам со свежей точки зрения взглянуть на проблему сверхдоступного воздушного транспортного средства.

«Дискоммуникационная машина» не раз пользовалась успехом у публики на различных выставках (фото с сайта petworks.co.jp).

Добавим, что для самого Хачии этот планер-лежак стал неожиданным ходом в сторону. Или закономерным. Как посмотреть. Если учесть разброс в тематике других работ Кацухико. Вот только два примера:

«Интердискоммуникационная машина» (Inter Dis-communication Machine), построенная в 1993 году, создавала у двух испытуемых эффект «двойственной самоидентификации и взаимной идентичности».

Устроена она была не сложно: каждый человек в паре надевал на голову шлем с очками-экранами и наушниками, а также – «ангельские» крылышки с транслятором. На очках спереди была закреплена видеокамера. А дальше совсем просто – каждый испытуемый получал зрительную и слуховую информацию от своего визави. То есть видел мир его глазами и слышал его ушами. Рассогласование тактильных ощущений со зрительным и слуховым «входом» создавало занятные иллюзии.

Казалось бы, художественный проект Кацухико, превратился со временем в неплохо продуманную машину (фото и кадр с сайта ntticc.or.jp).

А вот другой проект — PostPet (1997 год) – состоял исключительно из одного софта. PostPet, эволюционирующий до сих пор, — это почтовый клиент, превращающий работу с e-mail в игру.

В PostPet живут забавные виртуальные зверьки (выполненные в 3D), которые и занимаются приёмом и отсылкой сообщений. Живут они в трёхэтажном домике. И если у вашего приятеля на компе установлена та же программа PostPet – ваши зверьки могут ходить в гости к его зверькам, неся в лапках ваши послания.

Когда в каждом японском загородном доме появится такой ангар, создатели OpenSky едва ли могут предсказать (фото с сайта petworks.co.jp).

OpenSky, неожиданно эффективный для аппарата, построенного непрофессионалами, тоже можно считать посланием. Мол, пробки долой. Стар и млад – на крыло. И всё такое прочее.

Мило. Если бы не вопрос безопасности рейсов верхом на подобном сооружении. Тут у нас есть резонные сомнения. С другой стороны, разбиться можно и на обычном дельтаплане.



Пропадающих на Эвересте спасёт вертолёт-робот

6 февраля 2007

Летающий автомобиль X-Hawk поступит в продажу к 2010 году

1 февраля 2007

Конструктор-самоучка достраивает летающую тарелку

25 января 2007

Построен летающий турбореактивный ранец

16 ноября 2006

У летающего автомобиля X-Hawk появится беспилотный брат

15 ноября 2006